ТОМАС ДЖОНС
Пейзаж с Дидоной и Энеем (Буря).1769 г.
Справа внизу подпись и дата: Tho: Jones: pt: 1769
Холст, масло.
Размеры: 137,5 - 193,5 см. Фигуры написаны Дж.-Г. Мортимером (1740–1779).
Происхождение: в 1772 приобретена Уотсоном на аукционе Кристи на распродаже собрания лорда Гроувенора (?); к 1786 в Петербурге, в собрании князя Г. А. Потемкина; в 1792 приобретена Екатериной II у наследников князя; в 1799 передана во дворец в Гатчине; с 1821 вновь в Эрмитаже.
Инв.№ГЭ 1343
Вергилий. Энеида, песнь IV, 115– 128.
Об истории создания картины и о связанных с ней надеждах Джонс записал в той части своих «Мемуаров», которая относилась к весне 1769: «Большая картина, которая получила первую премию в 1767 году, до сих пор еще не продана, так как ее размеры — 6 футов 4 дюйма на 4 фута 6 дюймов — представляют неудобство для покупателей. Поэтому я был рад предложению одного торговца картинами написать парный к ней пейзаж того же размера и получить 50 гиней за обе вещи. В связи с этим в прошедшем марте я начал работать над картиной («Буря»), которую теперь закончил, а мой друг Мортимер изобразил на ней эпизод из Bepгилия — Дидона и Эней скрываются в пещере. Это одно из самых лучших произведений, когда-либо мною написанных» (Jones Memoirs 1951. P. 19–20). Что это была за большая картина (193 × 137,2), в пару к которой Джонс решил написать «Пейзаж с Дидоной и Энеем», не известно. В его «Мемуарах» есть упоминание о «пылающем закате», выставленном им «в залах Общества поощрения художеств» в мае 1767, за который он получил первую премию (Jones Memoirs 1951. P. 11), но нельзя с уверенностью утверждать, что именно о ней он вспоминал в 17693. Парная картина задумывалась им как пейзаж со сценой, иллюстрирующей эпизод IV песни «Энеиды» Вергилия. Громкий рокот меж тем потряс потемневшее небо, Черная туча пришла, чреватая градом и бурей. Свита тирийская вся, молодые троянцы и с ними Внук Венеры благой, Дардана правнук, помчались По полю, крова ища. Побежали по кручам потоки. В темной пещере вдвоем троянский вождь и Дидона Скрылись… Возможно, она была известна художнику в переводе К. Пита (1740), строфы 183–191. Поскольку Джонс сам никогда не писал фигуры, эта задача поручалась его близкому другу Д. Г. Мортимеру (1740–1779), который охотно сотрудничал с Джонсом в 1767– 1775, написав стаффаж в таких картинах пейзажиста, как «Смерть Орфея» (выставлялась в 1770 в Обществе художников, ныне: колл. Пола Меллона, Йельский центр по изучению британского искусства, Нью-Хейвен), «Зимняя сказка» (выставлялась там же в 1771, местонахождение неизвестно), «L’Allegro » и «Il Pensieroso» (обе выставлялись в Обществе художников в 1775, местонахождение неизвестно). Джонс льстил себя надеждой, что еще один его друг, выдающийся гравер У. Вуллет, тут же с жаром взявшийся исполнить с «Бури» гравюру, поможет ему обрести международную известность (Jones Memoirs 1951. P. 20). Картина была выставлена в 1769 в Обществе художников, а гравюра — там же, только в 1773 (Graves 1907. P. 285. N 408 «Пейзаж с Дидоной и Энеем, гравюра с картины г-на Джонса»). В окончательном, 5-м состоянии гравюра была опубликована только в феврале 1787 с указанием, что пейзаж гравировал У. Вуллет, а фигуры — Ф. Бартолоцци (1725– 1816). Джонс вспоминал, что, занявшись другими работами, Вуллет отложил начатые с нескольких картин пейзажиста гравюры, и они «были спрятаны и забыты им до конца его дней» (Jones Memoirs 1951. P. 20). После смерти У. Вуллета (1785) его вдова Элизабет дала объявление, что ищет гравера, который смог бы доделать не законченные мужем доски, «подобно гравюре „Буря“ с картины г-д Джонса и Мортимера, в которой представлена история Дидоны и Энея». Э. Вуллет обратилась к Екатерине II с просьбой разрешить ей поместить на гравюре посвящение императрице. 18(29) августа 1786 граф А. Безбородко сообщал русскому послу в Лондоне С. Р. Воронцову: «Письмо вдовы Вуллет, доставленное при Вашем от 17(28) июля, я получил и имел честь поднести Ее Императорскому Величеству. По высочайшему ее повелению сообщаю, ваше сиятельство, что всемилостивейшая наша государыня желание вдовы Вуллет гравированную мужем ее эстампу дедиковать Ее Величеству приемлет за благо, позволяя произвесть оное в действо» (Архив Воронцова 1870– 1897. Кн. 13, 1879. С. 116). В 5-м состоянии гравюра 1787 имеет под изображением дополнительно награвированное посвящение Екатерине II: «С высочайшего разрешения ее императорского величества Екатерины II, императрицы всея Руси, которой с величайшим почтением посвящается эта гравюра, выполненная с картины „Дидона и Эней“, находящейся в ее ценнейшей коллекции, Элизабет Вуллет, ее покорнейшей и преданнейшей слугой» (Fagan L. Fagan. A Catalogue Raisonnй of the Engraved Works of William Woollett. London, 1885. P. 54, CXVII, 5-е состояние; Эрмитаж, инв. № 141164). Эта надпись свидетельствует, что пейзаж к 1786 уже находился в России, но был ли приобретен Екатериной II и затем подарен Г. А. Потемкину или сразу оказался у князя, неизвестно. Так как он не вошел в каталог 1773– 1785, в коллекции императрицы в эти годы его не было, но не исключено, что он мог принадлежать князю. После смерти Потемкина в 1791 была составлена опись его домов и движимого имущества, которые выкупила у наследников императрица. Из этой описи следует, что «Пейзаж с большими деревьями и человеческими фигурами. Том Джонс», оцененный в 800 руб., находился в Зимнем дворце. Таким образом, независимо от того, кто его приобрел, сам Потемкин или Екатерина, фактически он оставался в Зимнем дворце, в комнатах князя, вместе с другими принадлежавшими ему картинами (не перемещенными в Таврический дворец) (см. в том числе кат. 64, 84, 99). «Пейзаж с Дидоной и Энеем» — одна из немногих английских картин, выставлявшихся в залах Императорского Эрмитажа в XIX в. Она упоминается среди других произведений эрмитажной галереи в путеводителях по С.-Петербургу (см.: Свиньин 1821), в записках и дневниках британских путешественников. Внимание некоторых из них картина привлекала скорее своей редкостью, нежели художественными достоинствами. Так, Л. Ритчи, побывавший в России в середине 1830-х, описывая собрание Эрмитажа, отметил: «Есть одна вещь английской школы. Произведение, видимо, не очень меня впечатлило, потому что я уже забыл, что это было, подписано „Томас Джонс“. Создано было для императрицы Екатерины и гравировано по ее приказу» (A Journey to St. Petersburg and Moscow through Curland and Livonia by Leitch Ritchie Esq. London, 1836. P. 132). Видевший картину Г. Ф. Ваген отметил, что она сильно потемнела (Waagen 1864. P. 279).