Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 12:58
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная джон опиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДЖОН ОПИ

Женский портрет.

Холст, масло.

Размеры:91 - 71 см.

Происхождение: не позднее 1892 в собр. А. З. Хитрово; в 1912 пост. в Эрмитаж по завещанию владельца, внесена в Опись 1859–1929 только в 1916.

Инв.№ГЭ 3514

В 1892 картина была опубликована Филлипсом (Phillips 1892). Он поместил в свою статью о Джоне Опи гравюру с портрета с надписью внизу: «Джон Опи писал, Гожан гравировал. Миссис Фрэнсис Винникомб (коллекция г-на А. де Хитрофф). Напечатано А. Клеманом в Париже». Он также упомянул, что портрет был показан на выставке «Искусство начала века» в 1890 в Париже, во Дворце на Марсовом поле. Таким образом, А. З. Хитрово, вероятно, приобрел картину в Париже незадолго до 1892 и считал, что на портрете «изображена мисс Фрэнсис Виникомб, ирландка, актриса театра Друри-Лейн, очень рано вырванная со сцены смертью» (Вейнер 1912. С. 26). Однако в списках труппы театра конца XVIII в. актрисы под такой фамилией не значится (см.: The London Stage. 1660–1800. various authors, Carbondale-Edwardsville. London — Amsterdam, 1968). Существуют и другие основания сомневаться в идентификации модели. Неизвестно, что позволило Филлипсу связать портрет с именем «Mistress Frances Winnicombe». Действительно, в 1796 на выставке в Королевской академии художеств в Лондоне (№ 208) Опи показал «Портрет дамы», который Грейвз (Graves 1907. Vol. 3. P. 19) определил как портрет «Miss Vinicombe» (мисс Вин(н)икомб), сопоставив его со списком изображенных лиц, опубликованным в приложении к каталогу выставки («A Companion to the Exhibition of the Royal Academy, with a list of the principal portraits », 1796). Филлипс (Phillips 1892. P. 311) предположил, что Фрэнсис Вин(н)икомб состояла в родстве с преподобным Джоном Вин(н)икомбом, портрет которого Опи написал в 1796 (Пембрук-колледж, Оксфорд), что являлось для него дополнительным доводом в пользу своей версии. Однако нет никаких доказательств того, что именно эрмитажный портрет был на выставке 1796. Интересно, что в своей монографии об Опи Роджерс (Rogers 1878. P. 154) привел «Портрет леди Сент-Обен», в то время находившийся в собственности сэра Джона Сент-Обена, в Сент-Майкл Маунт (Корнуолл) как произведение, выставлявшееся в Королевской академии в 1796 под тем же № 208. Ни описание картины, данное Роджерсом как поколенный портрет леди Сент-Обен (холст, масло, 92,71 × 72,39) в пейзаже, в белом платье, с лицом, повернутым в три четверти вправо, ни гравюра с него, исполненная Дж. Уордом (1769– 1859) в 1833, не имеют ничего общего с эрмитажным портретом. Объяснение того, почему оба имени, мисс Вин(н)икомб и леди Сент- Обен, всплыли в связи с портретом, выставленным в 1796, обнаруживается в «Дневниках» Фарингтона. 31 марта 1811 он упомянул лорда Сент-Обена и миссис (так!) Вин( н)икомб: «Сэр Джон [Сент-Обен] никогда не был женат, хотя имел много детей. У него жили одна за другой две корнуэльские женщины, и от обеих у него были дети. Обе были прекрасного поведения во всех других отношениях, кроме того, что жили с ним на таких условиях. С первой он расстался… Вторая, миссис Вин(н)икомб (Mrs Win( n)icombe), родом из Маразиона, оставалась с ним и сидела во главе стола… Все его дети унаследовали имя Сент-Обен» (Farington Diary 1978–1984. Vol. XI. P. 3903). Действительно, у сэра Джона Сент-Обена, 5-го барона Клоуанса (1758– 1839), было пять детей от Марты Николс (между 1783 и 1790), а затем он познакомился с Юлианой Вин(н)икомб (1769–1856), которая родила ему восьмерых детей до того, как они поженились в 1822. Вероятно, именно по причине не вполне определенного статуса мисс Вин( н)икомб (леди Сент-Обен) в тот период Опи выставил в 1796 в Академии картину как «Портрет дамы», хотя указал ее имя в приложении к каталогу выставки — «Мiss Vinicombe », а Роджерс (Rogers 1878. P. 154) через много лет назвал портрет в каталоге работ Опи «Сент- Обен, леди», как тот традиционно назывался в семье сэра Джона Сент- Обена (холст, масло, 92,71 × 72,39). То, что портрет леди Сент-Обен, или мисс Вин(н)икомб, не имеет отношения к эрмитажной картине, ясно еще и потому, что внешний вид, платье, прическа запечатленной на эрмитажном полотне дамы датируются более поздними годами — 1805–1807. К этому времени 36–38- летняя Юлиана Вин(н)икомб имела уже шестерых детей и вряд ли выглядела так же юно, как на портрете 1796. 6 июня 1807 на распродаже картин Опи, остававшихся в мастерской после его смерти, был портрет, который по описанию соответствует эрмитажному: «Женщина в черном платье, натягивающая перчатку» (The Index of Paintings Sold in the British Isles during the XIX century. Vol. 2. 1806–1810. Part 2 / Ed. by B. B. Fredericksen. Oxford, 1988. P. 696).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024