ПЬЕТРО НОВЕЛЛИ
Христос и грешница.
Холст, масло.
Размеры: 246 -189 см.
Поступила в 1846 из собр. Д. П. Татищева в Петербурге. В середине XIX в. — в Таврическом дворце в Петербурге, затем до 1920-х — во дворце в Гатчине.
Инв. № ГЭ 2761
Ин 8: 1–11.
В списке завещанных Д. П. Татищевым императору Николаю I произведений (Архив ГЭ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 74) картина значится как «Блудная жена перед Христом. Сицилианской школы — Пьетро Новелло Монреалезе». В Опись 1859 полотно было внесено как работа неизвестного художника. В середине XIX в. оно находилось в Таврическом дворце, затем — во дворце в Гатчине и поэтому в каталоги не включалось. Сведения о происхождении были утрачены. Липгарт (1916) пришел к выводу, что живопись напоминает произведения Риберы, и приписал полотно этому мастеру, но со знаком вопроса. Липгарт упомянул также имя Пьетро Новелли, однако отверг мысль о его авторстве. От атрибуции Рибере следует отказаться и признать автором эрмитажной картины Пьетро Новелли, с произведениями которого она имеет сходство в типажах, светотеневом решении, живописной манере, — например, с полотном «Аполлон и Марсий» (Музей изящных искусств, Кан).