УИЛЬЯМ ШАЙЕР СТАРШИЙ
Уборка хлеба. Сцена на острове Уайт.
Картон, масло.
Размеры: 35,5 - 30,4 см. В левом нижнем углу подпись: W. Shayer.
Происхождение: в 1948 приобретена через ЛГЗК у Я.-Х. Я. Зенгера.
Инв.№ГЭ 9515
Тема жатвы неоднократно варьировалась художником начиная с 1828. Картины с аналогичными названиями: «Жатва» (1828), «Обед во время жатвы» (1829), «Хлебное поле. Сцена на острове Уайт. Хамбро (Замок и Слип-хилл вдали)» (1835), «Время жатвы — сцена на острове Уайт. Хамбро (Замок и Вентнор вдали)» (1840), «Поле с урожаем — обеденное время» (1846), «Поле с урожаем» (1852), «Время жатвы» (1862), «Жатва» (1865), «Сцена на острове Уайт» (1865) выставлялись им в Хэмпширской галерее живописи и в Обществе британских художников в Лондоне. Типичную для художника сцену с крестьянами, отдыхающими в поле во время жатвы на фоне живописных холмов острова Уайт, трудно датировать. Шаейр часто повторял свои картины, немного меняя детали, включая одинаковые, реалистично переданные архитектурные сооружения в разные картины или заново располагая уже использованное однажды здание в зеркальном отражении. В одном из писем к Дж. С. Маршаллу он писал по поводу другой вещи: «Церковь и дали написаны правильно, но гостиница в этой картине — в зеркальном изображении. Я не собирался изображать какое-то определенное место, сюжет этого не требует, если только пишешь не по заказу» (Stewart B., Cutten M. The Shayer Family of Painters. London, 1981. P. 18). Тем не менее в очертаниях запечатленной на эрмитажной картине неоготической постройки вдали на холме можно узнать Исткауз-касл, дом архитектора П. Нэша (1752–1835). Он был спроектирован Нэшем в готическом стиле и начат около 1798, но достраивался и расширялся вплоть до 1835. Сходное изображение здания можно видеть на картине Шаейра «Гостиница Лебедя» (воспр.: Apollo, 1933. Vol. 18 July. P. 29). Скорее всего, картина была исполнена мастером уже после окончания постройки, в период наибольшей популярности, между 1835 и 1850.