МОСКВА
ГРЕК ФЕОФАН, приписывается
"Спас в силах".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-141 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1385
Деисусный чин был отнесен к творчеству Феофана на основании летописной записи о росписи Благовещенского собора в 1405 г. Феофаном Греком, старцем Прохором с Городца и чернецом Андреем Рублевым (Приселков 1950:459). И. Э. Грабарь предположил, что в том же году теми же мастерами был создан также иконостас, деисусный и праздничный ряды которого сохранились в ныне существующем Благовещенском соборе (Грабарь 1922 [1966]:84–93). Эта атрибуция была повторена В. Н. Лазаревым, М. В. Алпатовым и другими исследователями. В 1966 г. А. Н. Грабар высказал сомнение относительно атрибуции Деисуса, поскольку фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, созданные Феофаном, имеют мало общего в стиле и манере исполнения с иконами Благовещенского собора. В 1975 г. Л. В. Бетин, сопоставив реальные размеры расписанной в 1405 г. церкви Благовещения (сохранился ее подклет) с размером деисусного чина, пришел к выводу, что монументальный многофигурный Деисус не мог вместиться в маленькую бесстолпную церковь; он предположил, что Деисус был исполнен Феофаном в 1399 г. одновременно с росписью Архангельского собора и находился в иконостасе этого собора до начала XVI в., когда его перенесли в Благовещенский собор (Бетин 1975; см. также: Сорокатый 1977). В начале 1980х гг. было установлено, что все внутреннее убранство Благовещенского собора погибло в пожар 1547 г. (Щенникова 1982). По приказу Ивана IV в выгоревший собор были поставлены иконы, привезенные из разных русских городов; после написания новых икон привозные иконы были возвращены, но некоторые из них оставлены в придворном храме, в их числе, вероятно, и деисусный чин.
"Богоматерь".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-109 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1386
На основании стилистических особенностей основные иконы Деисуса Благовещенского собора могут быть датированы последней четвертью XIV в. и отнесены к творчеству талантливого греческого художника, равного Феофану. Большинство исследователей отождествляют автора Деисуса с Феофаном Греком (Вздорнов 1983:79–84; Яковлева 1984; Лифшиц 1987:23; Осташенко 1991:49, 237–238; Попова 1991:30–33). Э. С. Смирнова допускает авторство Феофана как одну из гипотез (Смирнова 1988, 1999).
"Иоанн Предтеча".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-109 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1387
"Архангел Гавриил".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-117 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1389
"Апостол Павел".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-117 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1391
"Святитель Иоанн Златоуст".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-103 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1392
"Святитель Василий Великий".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры: 210 - 98,5 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1393
ГРЕК ФЕОФАН, мастерская
"Апостол Петр".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-107 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1390
Иконы “Апостол Петр” и “Архангел Михаил” относили к творчеству либо русского мастера (Грабарь 1922 [1966]:87; Никифораки 1966; Яковлева 1984, 1999), либо “византийского” ученика Феофана, перенявшего русскую манеру письма (Лазарев 1961:90). Другие исследователи не отделяют их от основных икон Деисуса (Голубев 1988; Смирнова 1988, 1999). В иконе “Василий Великий” были выявлены отличия, позволяющие считать ее работой помощника главного мастера, близко следовавшего его стилю и манере (Никифораки 1966; Яковлева 1984, 1999).
"Архангел Михаил".Последняя четверть XIV в.
Дерево, темпера.
Размеры:210-121 см.
Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.
Инв.№Ж-1388