Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 18.08.2019, 04:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная дюрерРегистрацияВход
Меню сайта

 

АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР (1471-1528) ALBRECHT DURER
 
А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.В историю европейской культуры он вошел как один из самых выдающихся художников эпохи Ренессанса. Диапазон его интересов охватывал также архитектуру, фортификацию, естественные и гуманитарные науки, математику, поэзию. С наибольшей же полнотой его гений проявился в живописи и гравюре. Современники сравнивали его с Апеллесом, а по выражению Эразма Роттердамского, это был «художник, достойный бессмертия». Он был третьим из 18 детей золотых дел мастера Альбрехта Дюрера Старшего. В написанной художником «Семейной хронике» говорится: «…особенное утешение находил мой отец во мне, ибо видел, что я был прилежен в ученье. Поэтому послал меня мой отец в школу и когда я выучился читать и писать … стал обучать ремеслу золотых дел мастера. И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству… и когда считали 1486 год от рождества Христова, в день Св.Эндреса договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаэлю Вольгемуту. И после того как я уехал в 1490 г. после Пасхи, я вернулся, когда считался 1494 год, после Троицы. И когда я снова возвратился домой, договорился с моим отцом Ганс Фрей и отдал за меня свою дочь, девицу по имени Агнесса, и дал за нею 200 гульденов, и сыграли свадьбу в понедельник перед Маргаритою [7июля] 1494 г.». В конце того же года Дюрер оставил мастерскую Вольгемута и отправился на испытание своих возможностей в первое свое путешествие (ученическое). Именно тогда, между 1490 и 1494 г., будучи в Кольмаре, он посетил мастерскую знаменитого гравера и живописца Мартина Шонгауэра, но не застал его в живых, однако имел возможность видеть его гравюры и печатные доски. Побывал также в крупнейшем тогда центре книгопечатания – Базеле, где принял участие в иллюстрировании ряда изданий. Завершилось это странствие посещением Венеции, вызвавшем большой резонанс в художественной жизни и нашедшем отражение в карандашных и акварельных набросках с произведений Андреа Мантеньи, Антонио Поллайоло, Джентиле Беллини, в изображениях венецианских зданий, костюмов и пейзажей с видами альпийских гор, городов и селений. Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер открыл собственную мастерскую. Им было создано большое число картин и гравюр, включая живописный портрет курфюрста Саксонского Фридриха III Мудрого и первую, датированную 1497 г. гравюру резцом «Четыре ведьмы». В 1498 г. 16-летним Дюрером был создан «Апокалипсис». Этот шедевр из 16 листов прославил его имя на всю Европу. В конце того же года были начаты семь из 11 гравюр на дереве большого формата сюиты «Больших страстей» и написал ныне широко известный, хранящийся в музее Прадо «Автопортрет». В первые годы XVI столетия были созданы две знаменитые гравюры на меди «Св.Евстахий» и «Немезида» («Большая Фортуна»), серия гравюр «Жизнь Марии» и ряд других работ, в том числе «Большой конь» и « Малый конь». В 1505 г. после столь выдающихся творческих успехов Дюрер отправился во второе путешествие по Италии, надеясь, видимо, разрешить на высоких примерах опыта итальянских художников вопросы, касающиеся теории перспективы и канонов пропорций, получить выгодные заказы и обжаловать копирование его работ известным венецианским гравером Маркантонио Раймонди под своим именем (факт, свидетельствующий о европейской известности Дюрера). В это посещение Венеции им была написана по заказу немецких купцов знаменитая картина «Праздник четок» (Нац. галерея Прага). Как сообщает известный нюрнбергский юрист Кристоф Шейрль, находившийся тогда в Италии, «когда недавно он (Дюрер) вновь прибыл в Италию, художники Венеции и Болоньи приветствовали его, отчасти при моем посредничестве в качестве переводчика, как второго Апеллеса». Вскоре после возвращения в Нюрнберг (1507) у него зреет идея написания «Книги о живописи». В 1514 г. появились такие шедевры, выполненные резцовой технике, как «Св. Иероним» и «Меланхолия», выражающая тщетность усилий познать истину. На протяжении трех лет он был занят созданием огромной гравюры (3,5-3 м) для императора Максимилиана I с изображением триумфальной арки, а также рисунков для его молитвенника. В 1518 г. во время собрания рейхстага Дюрер нарисовал портрет и самого императора (Альбертина, Вена), который затем будет претворен в живописный и гравированный варианты и станет едва ли не лучшим в иконографии этого монарха.В этот же период он награвировал не менее выдающийся шедевр- портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского.В 1520 г. Дюрер вместе с женой и служанкой отправился в Нидерланды с намерением добиться продления ежегодной пенсии, предоставленной ему когда-то Максимилианом I, у его приемника императора Карла V. Эта поездка, отраженная в бесценном документе – путевом дневнике художника, оказалась еще более триумфальной, нежели путешествие в Венецию. Епископ Бамберга принимал его в своем доме и снабдил рекомендательными письмами. Давний ценитель его искусства богатый франкфуртский купец Якоб Геллер устроил ему пышный прием. С не меньшим радушием его чествовали в Майнце, и , наконец, бургомистр Антверпена устроил ему официальный прием в ратуше. С невероятными почестями встречали его художники, Дюрер пишет: «…живописцы пригласили меня с моей женой и служанкой в помещение их гильдии: и была серебряная посуда и другие ценные украшения и самые дорогие кушанья… И когда меня вели к столу, то весь народ стоял по обеим сторонам, словно вели большого господина…». Он присутствует на коронации Карла V в Аахене и на банкете, данном императору датским королем, ему покровительствует наместница Нидерландов, дочь Максимилиана I Маргарита, он общается с королем Португалии. В Брюсселе, Генте, Брюгге мастер изучает шедевры нидерландской живописи и диковинные изделия, привезенные из недавно открытого Нового Света, делает множество зарисовок, в том числе портретных. Встречается с Квентином Массейсом, Иоахимом Патиниром, Барендом ван Орлеем, Лукой Лейденским, знакомится с Эразмом Роттердамским, Себастьяном Брантом и, возможно, Томасом Мором. Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжает изучения пропорций и перспективы, работает над проектом большого трактата об искусстве. В 1525 г. на собственные средства издает «Руководство к измерению» - плод изучения и практического опыта всей жизни, в котором отразилась разносторонность его знаний. Следующим трудом подобного рода стал трактат «Наставление к укреплению городов», где, обобщив результаты строительных достижений, он рекомендовал новую теорию фортификации. Последними значительными работами Дюрера стали портрет бургомистра Нюрнберга Якоба Мюффеля (Музеи Берлин) и подаренная городскому совету Нюрнберга серия «Четыре апостола» (Старая пинакотека Мюнхен). В последний же год своей жизни Дюрер возвращается к работе о пропорциях, увидевшей свет уже после его кончины, в октябре 1528г. Современник Крестьянской войны и Реформации, он глубоко переживал все этапы этих сложных событий. После смерти, случившейся 6 апреля 1528г., тело его было погребено на кладбище церкви Св.Иоанна в Нюрнберге под бронзовой плитой с эпитафией, составленной его ближайшим другом Виллибальдом Пиркхеймером. Хорошо знавший Дюрера Иоаким Камерарий, один из крупнейших немецких филологов XVI в., переведший после смерти Дюрера его трактаты на латынь, оставил нам описание его наружности: «Природа наделила его телом, выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим заключенному в нем благородному духу… Он имел выразительное лицо, сверкающие глаза, нос благородной формы, называемой греками четырехугольною, довольно длинную шею, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Речь его была столь сладостна и остроумна, что ничто так не огорчал его слушателей, как ее окончание… С горячим рвением заботился он о том, чтобы всегда вести достойный и добродетельный образ жизни, за что его заслуженно считали превосходнейшим человеком. Он не отличался, однако, ни мрачной суровостью, ни несносной важностью, и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью и сам не пренебрегал ими и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастики в той мере, в какой они доступны этому возрасту».

Работы художника

Библиография:

Дюрер. Дневники, письма, трактаты/ Сост. Ц.Г.Нессельштраус.Л.;М., 1957; Мезенцева Ч.А. Альбрехт Дюрер: Кат. Выст. гравюр. Л.,1971. №233; Meder J. Durer-Katalog. Ein Handbuch uber Albrecht Durers Stiche, Radierungen, Holzschnitte, deren Zustande, Ausgaben und Wasserzeichen. Vienna, 1932. N240; Strauss W.L. The intaglio prints of Albrecht Durer. New York, 1977.P.285; Schutz K. Albrecht Durer im Kunsthistorischen Museum. Wien, 1994. Kat. N 25,29.

VIII(71)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz