Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 02.12.2021, 04:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная антонис ван дейкРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) ANTHONIS VAN DYCK

Антонис ван Дейк и Якоб Неффс. Автопортрет Антониса ван Дейка. 1645г. Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ279047

Ван Дейк, Антонис- Anthonis Van Dyck. Родился в 1599г. в Антверпене, ум. в 1641, в Лондоне. Ок. 1609г. начал обучение у Хендрика ван Балена. Рано сформировался как художник, работал самостоятельно с 14 лет. После 1617г. участвовал в работах мастерской Рубенса. В 1620/21 ненадолго ездил в Англию. С конца 1621 работал в Италии, главн. образом в Риме, Генуе, а также в Венеции и в Палермо. В конце 1627г. вернулся в Антверпен, где стал придворным художником исп. наместницы инфанты Изабеллы; в 1632 переехал в Англию, работал в Лондоне в качестве придворного живописца КарлаI; в 1634,1640 и 1641гг. посещал Антверпен. Портретист, писал картины на религ. и мифологич. сюжеты, а также исполнял офорты. Седьмой ребенок преуспевающего торговца тканями. Одиннадцати лет он был отдан в обучение к живописцу Хендрику ван Балену, в то время декану антверпенской гильдии Св.Луки. Его соучеником и близким другом по мастерской был Ян Брейгель Младший. В 1618г., по завершении ученичества у ван Балена, был принят с аттестацией мастера в гильдию живописцев. В последующие три года Ван Дейк работал самостоятельно и в сотрудничестве с Рубенсом, воздействие искусства которого отражено в его ранних произведениях. Секретарь известного мецената графа Эрендела, наставника принца Уэльского в области искусства, писал вельможе из Антверпена: ,,Ван Дейк по-прежнему работает у сеньора Рубенса, и его произведения ценятся почти так же высоко, как картины его учителя. Этот молодой человек двадцати одного года от роду- сын очень богатых родителей, проживающих в том же городе, так что его нелегко будет уговорить покинуть родные края". В 1620г. Ван Дейк приехал в Англию. В особняках графа Эрендела и герцога Букингема познакомился с их богатейшими собраниями живописи, с шедеврами Высокого Возрождения, и будто именно в Англии у него созрела мысль совершить путешествие в Италию. ,,За особые заслуги, оказанные Его Величеству" ему были выплачены сто фунтов и выдана подорожная для восьмимесячной поездки. В конце 1621г. он уже в Венеции, где в то время находилась леди Эрендел. Ван Дейк сопровождал её в Геную, Мантую, Милан и Турин. Затем Ван Дейк поехал в Рим, где копировал работы Микеланджело, Леонардо и Рафаэля, написал один из своих шедевров- портрет кардинала Гвидо Бентивольо. Тогда же познакомился с англичанином Джорджем Гейджем, одним из самых деятельных агентов Карла I по закупке картин для королевской коллекции. Далее Ван Дейк отправился на Сицилию. Там им был создан замечательный поколенный портрет вице-короля Эммануила Филиберта, принца Савойского, а также исполнен заказ на алтарную картину ,,Мадонна Розарио" для церкви Ораторио дель Розарио в Палермо. Осенью 1624г. Ван Дейк уехал в Геную, где тогда проживало несколько семейств аристократической банкирской знати, изображения многих представителей которой вошло в серию его великолепных парадных портретов. В связи со смертью сестры Ван Дейк вернулся в Антверпен, где с энтузиазмом был встречен как художник высочайшей репутации. Инфанта Изабелла удостоила его звания придворного живописца и заказала свой портрет. Он сразу стал популярным, тем более что особенностью его стиля было идеальное сочетание физиономического сходства со способностью поднять модель на пьедестал исключительного достоинства. При невероятной занятости он дважды побывал в Гааге, написал для принца Фридриха Генриха Оранского ,,Вакханалию", ,,Ринальдо и Армиду", портрет самого принца и его жену Амалию ван Солмс. В 1631г. исполнил портрет Марии Медичи, посетившей во Фландрии эрцгерцогиню Изабеллу. Он занят осуществлением идеи создания галереи портретов выдающихся современников- художников, знаменитых военачальников, государственных деятелей, представителей высшей аристократии под названием ,,Иконография", гравированных по его собственным рисункам крупнейшими мастерами Фландрии. Этот честолюбивый и общественно значимый проект был с блеском реализован. Истинными перлами его стали 18 собственноручно им исполненных офортов. В марте 1632г., получив письменное приглашение от Карла I, ,,величайшего,- по мнению Рубенса,- любителя живописи из всех государей мира", Ван Дейк отправился в Англию. Художник был принят на беспрецедентно щедрых условиях. Ему был выделен дом, где королю было удобно его посещать, а на лето отводилось помещение в Кенте в одном из королевских дворцов. Вскоре художнику уже позировала королевская чета для первого из их многочисленных портретов. А уже в июле 1632г. в Сент-Джеймском дворце он был возведен в дворянское достоинство и поименован в жалованной грамоте как ,,Сэр Энтони Ван Дейк, главный живописец на службе Их Величеств", и менее чем через год ему была вручена золотая цепь и медаль. Его мастерская стала местом великосветских собраний. Одним из первых придворных, с кем близко сошелся художник, был обаятельный интеллектуал сэр Кенелм Дигби. Вместе с ним Ван Дейк вошел в прокатолическое окружение королевы. Другим, близким художнику представителем этого кружка был Эндимион Портер, человек ,,выдающегося ума и образования". Автопортрет художника с ним стал памятником этой дружбы. После смерти эрцгерцогини Изабеллы правителем Нидерландов был провозглашен кардинал-инфант Фердинанд. Вызванный ко двору в Брюссель, Ван Дейк написал несколько портретов нового правителя, включая конный. В октябре 1634г. антверпенская гильдия Св.Луки избрала его почетным деканом. Художник создавал значительные произведения для церквей, для городского совета, многочисленные портреты короля и аристократической знати. Только королеву Генриетту Марию он писал более двадцати раз. После кончины Рубенса Ван Дейка просили закончить его незавершенные работы, но он отказался. Не сбылась его мечта- получить заказ от французского короля на роспись галерей Лувра. Работа эта была поручена Симону Вуэ и Никола Пуссену. Ван Дейк скончался в Лондоне в возрасте сорока двух лет и похоронен, согласно его воле, в соборе Св.Павла в Лондоне. Над могилой в память о своем любимом художнике король воздвиг памятник (погибший во время знаменитого пожара 1666г.) В 1639г. художник женился на Мэри Ратвен, фрейлине королевы, одной из самых красивых женщин Лондона. За восемь дней до кончины Ван Дейка она родила дочь Юстиниану. От него осталось гигантское, насчитывающее около девятисот полотен творческое наследие, и это лишь за двадцать лет творческой жизни.

Работы художника

Библиография:

Фромантен. С.99-104; Bellori.P.151-159; Gulden Cabinet. P.74-78; Wibiral Fr. Liconographie dAntoine van Dyck. Leipzig,1877.P54.N4; Funck.P.406; Larsen.

X(70)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021