Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 15.11.2018, 06:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная досси, доссоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДОССО ДОССИ (ок.1490-1542) Giovanni di Niccolo de Luteri, DOSSO DOSSI

Доссо Досси (итал. Dosso Dossi, собственно итал. Giovanni di Niccolò de Luteri, ок.1490, Мантуя — 1542, Феррара) — итальянский живописец и гравер. Учился в мастерской Джорджоне, сложился под влиянием венецианских мастеров. Работал вместе с Беллини, Тицианом, Романино. C 1514 — официальный живописец феррарского двора, один из представителей феррарской школы.Родиной Доссо была Феррара, где в 1522-1540, при герцоге д'Эсте он играл большую роль. Ариосто прославлял его в своем Неистовом Роланде. По словам Вазари, первым учителем Доссо был Лоренцо Коста, имевший около 1500 большую репутацию в Эмилии. Но вскоре, оказавшись в Венеции, он поступил в ученики к Джорджоне, у которого работал рядом с Пальма Веккио и Тицианом. Вместе с Тицианом он в 1519 отправился в Мантую (1519), где восхищался картинами Мантеньи в Студиоло Изабеллы д'Эсте. На протяжении этих лет все его усилия были направлены на преодоление традиции эмилианской живописи и на ассимиляцию венецианской манеры. По своему динамизму и трактовке светотени его картины с изображением Святого собеседования (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона) сравнимы с произведениями Тициана и Кариани на тот же сюжет. Более эклектичная по своему характеру Вакханалия из замка св. Ангела в Риме, выражает отношение художника к античным образцам и работам Микеланджело и Рафаэля. В творчестве Доссо этого периода преобладают небольшие картины. Художник, работавший почти исключительно масляными красками, был утонченным колористом, придавая зеленым и золотым тонам особый блеск. Его образная фантазия и его идеализм проявляются в многочисленных работах на мифологические сюжеты, близкие по своему поэтическому идеалу искусству Джорджоне (Цирцея, Рим, гал. Боргезе; Отплытие аргонавтов, Вашингтон, Нац. гал.; Сцены из Энеиды, Оттава, Нац. гал. и Бирмингем, Барберовский институт искусства; Юпитер и Меркурий, Вена, Музей истории искусств).Около 1522, когда была создана алтарная картина Мадонна со св. Георгием и Михаилом для собора в Модене (Модена, гал. Эстенсе), - первое документированное произведение художника, - Доссо отходит от современной ему манеры Тициана; его интересует теперь выражение лирической сущности природы и очень личной фантазии. Св. Иероним (Вена, Музей истории искусств) - его единственное подписное произведение. Новые поиски расположения форм в пространстве и эффектов фактуры появляются в очень реалистичных портретах (Мужской портрет, Париж, Лувр). Доссо был и блестящим фрескистом, в частности, в кардинальском дворце в Тренто (1532, Камера дель Камин Неро), где его вдохновляли фигуры сивилл из росписи Сикстинской капеллы, а также на виллах в окрестностях Феррары, созданных по заказу герцога Эрколе II д'Эсте (вилла Бельведер, вилла Бельригуардо). В 1530-1531 Доссо исполнил большой Алтарь св. Андрея в Ферраре, начатый еще Гарофало (Нац. пинакотека). Последний период творчества Доссо открывается большой картиной Непорочное зачатие (1532, Дрезден, Картинная гал.), погибшая во время войны. Художник увлечен теперь маньеристическими исканиями: его палитра становится темнее, усиливается метафизика его живописи (Св. Косьма и Дамиан, Рим, гал. Боргезе). Однако он продолжает писать свои аллегорические и мифологические композиции, которые предоставляют широкое пространство для фантастических пейзажей (Аполлон и Дафна, Рим, гал. Боргезе; Цирцея, Вашингтон, Нац. гал.; Диана и Каллисто, Рим, гал. Боргезе). Вероятно, в 1537-1538 художник совершил путешествие в Пезаро, где исполнил изысканные росписи в Камере делле Кариатиде на вилле Империале. В последние годы своей жизни Доссо значительно уступал своему брату, Баттиста Досси. В последний раз его имя упоминается в венецианских документах в 1542. Наряду с Пармеджанино, Доссо Досси был одним из лидеров эмилианского маньеризма. Его влияние испытали Джироламо да Карпи и Никколо делль Аббате, а также кремонские пейзажисты братья Кампи, Камилло Боккаччино, Софонисба Ангишола. Притягательности фантастических пейзажей Доссо не избежал и Джулио Романо.

Работы художника

II(25),VII(59)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2018
Сделать бесплатный сайт с uCoz