Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 20.09.2021, 05:51
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж паоло ди джованни феиРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПАОЛО ди ДЖОВАННИ ФЕИ

Мадонна с Младенцем и двумя ангелами.Середина 1380-х гг.

Дерево, темпера.

Размеры: 94,5-82,5 см. Произведение сильно пострадало, срезано сверху (углам придана полукруглая форма) и с боков. Большие утраты по всей поверхности. Ангел справа был полностью переписан темперой и гуашью Э. К. Липгартом (см.: Кат. Липгарта). На рельефном нимбе Мадонны надпись: AVE MARIA GRATIA PLENA DO… (Радуйся, Мария благодатная Го[сподь с Тобою]. — Лк 1: 28). На рельефном нимбе Младенца надпись: VERE FILIIO DISVM AVE (Истинно сын Божий, ра[дуйся]; истинно (ты) сын Божий. — Мф 14: 33). На свитке в руках Младенца остаток надписи: Ego sum lux/ mundi/…/ et (Я свет миру… и…). В отраженных инфракрасных лучах видно, что первоначально свиток в руках Христа был более узким и содержал шесть строк, которые позднее переделали в пять, включивших тот же текст. До реставрации подновленный текст выглядел следующим образом: Ego s/um lux/ mundi/ Veritas/ et vita (Я свет миру… истина и жизнь. — Ин 8: 12; 14: 6).

Пост. в 1910 из РМ в Петербурге. Ранее: до 1865 — собр. К.-А. Бейне в Петербурге; до 1897 — МАХ в Петербурге; до 1910 — РМ в Петербурге.

Инв.№ГЭ276

Изображение Мадонны с Младенцем восходит к типу Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), распространенному в итальянской живописи XIII в., истоки его — византийская иконопись. В подобных композициях Иисус всегда представал благословляющим, держа в руках свиток со словами Откровения. Величие Младенца подчеркнуто роскошной мантией, спадающей с плеч, и надписью на нимбе — он и сын Бога, и одна из его ипостасей. Богоматерь чаще всего указывала на Младенца, но могла, как в данном случае, придерживать его ноги. За троном Марии помещались архангелы Михаил и Гавриил. Согласно свидетельству М. И. Щербачевой, после поступления в Эрмитаж картина была намечена для включения в Кат. 1916 под № 1999 как произведение неизвестного флорентийского художника XIV в. Однако этот каталог окончился на № 1998. Щербачева (1941) правильно отнесла «Мадонну с Младенцем и двумя ангелами» к сиенской школе, но сочла ее автором Наддо Чеккарелли и датировала картину серединой 1350-х, что нашло отражение в Кат. 1958 и Кат. 1976. М. Лаклотт (устно) и М. Лонжон (письмо от 12.VIII.1983, в котором исследовательница не только приводит свою точку зрения, но и еще раз ссылается на Лаклотта) высказались в пользу авторства Бартоло ди Фреди. С их мнением согласились в Эрмитаже, и в каталог выставки 1989 и Кат. 1994 произведение было включено как работа Бартоло. Фрейлер не упомянул петербургскую картину в монографии о Бартоло ди Фреди (1994). А. Де Марки (письмо от 4.IX.1990) назвал ее создателем Паоло ди Джованни Феи. Этот художник испытал сильное влияние Бартоло ди Фреди. В эрмитажном произведении можно отметить черты, роднящие его, с одной стороны, с творчеством Бартоло, с другой — с искусством Паоло ди Джованни. Эту двойственность справедливо отметил М. Фринта (письмо от 26.III.1999), он же (1998) отнес «Мадонну с Младенцем и ангелами» к числу работ неизвестных сиенских мастеров, а в упомянутом выше письме сделал вывод: «Эрмитажная картина — результат сотрудничества Габриэле Сарачини с другим сиенским художником, будь то Бартоло или молодой Феи». Здесь же он упомянул, что рельефные надписи появились только в последние десятилетия XIV в. В каталог выставки «Сны готики и Ренессанса» (2002) «Мадонна с Младенцем и ангелами» вошла как созданная Паоло ди Джованни Феи, так как после реставрации, проведенной Т. Д. Чижовой, открылась живопись более высокого уровня, которая превосходит возможности Бартоло ди Фреди. Атрибуция подтверждается сравнением с другими работами Феи — например, «Мадонна с Младенцем и семью ангелами» (Спедале Санта Мария делла Скала, Сиена) и «Мадонна с Младенцем и святыми» (Художественная ассоциация галерей, Атланта, Джорджия). Мадонна обнаруживает также большое сходство с Марией в единственной подписной работе Феи — полиптихе Национальной пинакотеки в Сиене (инв. № 300; дерево, темпера. 145 × 215). Картина из Атланты датирована Паоло ди Джованни 1383. К середине 1380-х может быть отнесено и петербургское произведение. Пятницкий (1994) ошибочно предположил, что «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» вместе с «Ангелом» (см. кат. 39) могла быть частью одного полиптиха Бартоло ди Фреди.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021