Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 26.04.2024, 16:15
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж симоне мартиниРегистрацияВход
Меню сайта

 

СИМОНЕ МАРТИНИ

Мадонна из сцены Благовещения.1340-1344 гг.

Створка диптиха.

Дерево, темпера, позолота.

Размеры: 30,5-21,5 см. Доска слегка изогнута по вертикали. По всем краям утраты живописи с грунтом. В центре верхнего края след от гвоздя. Слева внизу доски след от ожога свечи. Сохранность ультрамарина очень плохая. Живопись сильно смыта, позолота потерта. Тыльная сторона доски загрунтована; в левой ее части сохранился коричневый фон и проработанный по нему чеканный орнамент.

Пост. в 1911, дар наследников графа Г. С. Строганова. Ранее: собр. графа Г. С. Строганова в Риме.

Инв.№ГЭ248

Картина составляла правую створку диптиха, левая — с изображением архангела Гавриила — находится в Национальной галерее Вашингтона (инв. № 327; дерево, темпера. 31 × 22). Совпадают размеры досок и чеканный орнамент на обратной стороне. Согласно сведениям, приведенным Шепли, реверс доски из Вашингтона покрыт кожей, прочеканенной и украшенной золотом (см.: Shaply 1979. Р. 431). Однако Мартиндале (1988) указывает на ошибочность такого утверждения, так как, по его словам, оборот вашингтонской картины лишь имитирует кожу, на самом же деле это чеканка по грунту. Таким образом, реверсы обеих створок одинаковы. Большинство исследователей признает парность петербургской и вашингтонской картин. Поза Мадонны, положение ее рук восходят к изображению Марии в самом знаменитом станковом произведении Симоне — «Благовещение» (Галерея Уффици, Флоренция; инв. № 451–453; дерево, темпера. 265 × 305; подписана и датирована 1333), но иконографически относятся к типу «Мадонны Смирения» (Madonna dell’Umiltá). Имя Симоне Мартини в качестве автора «Мадонны из сцены „Благовещение“ » было предложено графом Г. С. Строгановым, в собр. которого картина находилась в начале XX в. Хотя все исследователи признают очень высокие художественные достоинства эрмитажной картины, мнения по поводу имени ее создателя расходятся. Работой Симоне створку диптиха считали Бернсон (1909, 1932, 1968), А. Вентури (1907), Ван Марле (1924), Лазарев (1959), Ос (1969), Контини и Гоццоли ( 1970). Рихтер (1929) отрицал авторство Симоне Мартини в пользу Паоло ди Джованни Феи. Вейгельт (1930) отнес произведение к работам мастерской Симоне. Наибольшее распространение получила гипотеза, согласно которой «Мадонна» выполнена в тесном контакте Симоне с его братом Донато Мартини, последнего чаще всего отождествляют с сиенским Мастером Мадонны Штраус (De Benedictis 1976, 1979; Leone de Castris 1988). В пользу этого предположения изменил свою точку зрения Чекки (1981), давший очень высокую оценку петербургской работе в первом издании труда о сиенской живописи (1931). Признавая высокое качество живописи, сомнение в авторстве Симоне высказал Мартиндале (1988). Творчество Донато Мартини остается до конца не изученным. Представляется, что никто из исследователей не привел достаточно аргументированных доказательств, на основании которых можно было бы с полным основанием отвергнуть имя Симоне Мартини как создателя эрмитажного шедевра. Как правило, датируют створку диптиха авиньонским периодом работы мастера — 1340–1344.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024