Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 20.06.2019, 09:16
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная роберти, эрколе деРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЭРКОЛЕ де РОБЕРТИ (1450-1496) ERCOLE de ROBERTI

Эрколе де Роберти (итал. Ercole de Roberti, ок.1450 — 1496) — один из крупных художников феррарской школы, наряду с Козимо Тура и Франческо Косса.Эрколе Гранди и Эрколе де Роберти, долгое время считавшиеся двумя разными живописцами, теперь рассматриваются как один и тот же художник. Роберти был учеником и помощником Франческо дель Косса, и, вероятно, вместе с ним он в 1470 по завершении работ в Палаццо Скифанойя в Ферраре отправился в Болонью. Роберти принимал участие в создании -Алтаря Гриффони, в базилике Сан-Петронио в Болонье (ок. 1473), он исполнил пределлу и пилястры. По возвращении в Феррару он закончил алтарную картину для ц. Сан Ладзаро, начатую Франческо дель Косса. Затем он вновь работает с Косса в Болонье (вплоть до смерти Косса ок. 1478). В 1479 он присоединился к своему брату Полидоро, который имел в Ферраре мастерскую. В 1481 он написал алтарную картину для ц. Санта-Мария ин Порто, близ Равенны. До 1486 он создал фрески в капелле Гарганелли ц. Сан-Пьетро в Болонье. Этим временем датируются и сцены -Страстей Христовых, в пределле алтаря из ц.СанДжованни ин Монте, а также фрески в Палаццо Бентивольо в Болонье (не сохранились) . По возвращении в Феррару до 1486 Роберти становится придворным живописцем Эрколе 1. В следующем году он сопровождает кардинала Ипполито д'Эсте в Венгрию. Найдены различные платежные документы, датированные 1486-1494 и свидетельствующие о работах художника для придворных д'Эсте - герцогини Элеоноры Арагонской, Изабеллы и Беатриче Альфонсо и Ипполито д'Эсте. В 1495 по его планам строилась ц. Санта-Мария ин Вадо, работами в которой руководил архитектор Бьяджио Россетти. Известно, что Косса был главным создателем росписей в Палаццо Скифанойя в Ферраре, но современные исследователи указывают, что ведущую роль в композиции, посвященной месяцу сентябрю, играл именно Роберти; именно он написал сцены в верхней части - Кузница Вулкана, Триумф сладострастия и Любовь Венеры и Марса, в средней части - Аллегория сентября, и в нижней части - Борсо д'Эсте в окружении придворных. В этих произведениях словно вновь появляются сила и резкость Козимо Тура. Роберти отличается от Косса большей внимательностью, более подвижной артикуляцией, неожиданностью и оригинальностью находок. Не выявляя тех основных качеств, которые благодаря влиянию Пьеро делла Франчески появляются у Косса, Роберти создает сложный и взволнованный, очаровывающий мир. Еще ярче эти черты проявились в пределле (Ватикан, пинакотека) алтаря из капеллы Гриффони ц.Сан-Петронио в Болонье, главные створки которой (Лондон, Нац. гал.; Милан, пинакотека Брера) исполнены Косса. Пределла была, несомненно, задумана Косса и создавалась под его руководством, но написал ее Роберти, выразительный и очень индивидуальный стиль которого характерен и для многих других повествовательных эпизодов. Для пилястр -Алтаря Гриффони, Роберти исполнил восемь небольших панно с изображением святых, семь из которых находятся теперь в разных музеях (Париж, Лувр; Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; Феррара, Нац. пинакотека) и частных собраниях (Венеция, собрание Чини). Другой важной ранней работой Роберти был большой алтарь -Мадонна с младенцем на троне в окружении четырех святых, из ц. Сан-Ладзаро в Ферраре (погиб в 1945 в Берлине). Возможно, он исполнен по эскизам Косса, некоторые особенности его стиля проявились в фигурах ангелов на троне Мадонны. Сложная композиция алтаря навеяна работами Тура, но прекрасные иллюзорные фризы на основании трона несут на себе отпечаток стиля Роберти. Сравнение алтаря из ц. Сан-Ладзаро с алтарем -Мадонна с младенцем на троне в окружении святых, из ц. Санта-Мария ин Порто близ Равенны (ныне - Милан, пинакотека Брера) свидетельствует о глубокой эволюции, которую претерпело творчество Роберти за несколько лет. Подобная драматическая интенсивность характерна и для -Иоанна Крестителя (Берлин-Далем, музей), трагического человеческого образа, предвосхищающего ирреализм маньеристов, а также для двухчастной пределлы с изображением -Взятия под стражу, и -Несения Креста, из ц. Сан-Джованни ин Монте в Болонье (ныне - Дрезден, Картинная гал.). Центральной частью этой пределлы была знаменитая -Пьета, (Ливерпуль, Художественная гал. Уокера). В этом произведении искусство Роберти приобретает новую полноту, сложные членения и оптические тонкости. Эти же качества присущи и -Марии Магдалине, (Болонья, Нац. пинакотека), фрагменту -Голгофы, и единственной сохранившейся части фрески в капелле Гарганелли ц. Сан-Пьетро в Болонье. Среди дугих произведений первого периода творчества Роберти можно назвать также -Кающегося св. Иеронима (Лондон, собрание Барлоу), профильный портрет Джованни II Бентивольо и его жены Джиневры Сфорца (Вашингтон, Нац. гал.), профильный портрет юноши (прежде - собрание Белера) и -Мадонну с младенцем, (Чикаго, Художественный институт). Ко второму периоду относятся другой портрет Джованни II Бентивольо (Болонья, Университет), серия небольших панно с изображением -Тайной вечери, Поклонения пастухов, Пьеты и Сбора манны (все - Лондон, Нац. гал.), Св. Михаил (Болонья, Нац. пинакотека), Мадонна с младенцем (Берлин-Далем, музей) и ряд других произведений. Творчество Роберти оказало значительно большее, чем искусство Косса, влияние на развитие болонской живописи; его стилем вдохновлялись Франча и, особенно, Лоренцо Коста.

Работы художника

I(36),VII(45)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz