Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 07.12.2021, 15:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная франсуа клуэРегистрацияВход
Меню сайта

 

ФРАНСУА КЛУЭ (ок.1515-1572) FRANQOIS CLOUET
 

Франсуа Клуэ (фр. François Clouet, 1515 год, Тур — 22 декабря 1572, Париж) — крупнейший французский художник-портретист эпохи Возрождения при дворе королей Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX. Сын Жана Клуэ, от которого в 1541 он унаследовал титул художника короля, Франсуа Клуэ прославился в годы правления четырех французских королей. В его творчестве преобладают портреты, но одновременно он исполнял обязанности придворного художника: в 1547 и 1559, во время королевских похорон, он снимал посмертные маски с Франциска I, дофина и Генриха II. Вместе со скульптором Марком Бешо и другими художниками он устраивал похороны, посвящения, коронования с маскарадами, турнирами и другими забавами. Однако его творчество отмечено лишь несколькими упоминаниями в документах: в 1552 он украшал вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи; в 1568 он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне; в 1570-1572 ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами. В 1572 он исполняет миниатюрный портрет испанской королевы (вероятно, Елизаветы Австрийской). Наконец, в последний раз его имя упомянуто в качестве консультанта по монетам. Клуэ был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в Шантийи, музей Конде). Искусство Клуэ было воспето поэтами, в частности, Ронсаром, который описал утраченное произведение с изображением обнаженной возлюбленной художника; благодаря этому упоминанию Клуэ можно приписать жанровые картины в Нац. гал. в Вашингтоне. Франсуа Клуэ часто путают с его отцом, Жаном Клуэ, чему способствовало прозвище Жане, которое они оба имели. Нам известно только две подписных картины Клуэ: портрет его друга и соседа аптекаря Пьера К.юта (1562, Париж, Лувр) и Купающаяся женщина (Вашингтон, Нац. гал.). На основе портретного рисунка Карла IX, на котором стоит дата - 1566 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Клуэ приписывается и живописный портрет Карла IX (Вена, Музей истории искусств), а также серия рисунков (Шантийи, музей Конде, и Париж, Нац. библиотека). Им близки и некоторые картины (портрет Генриха II в рост, Флоренция, Уффици) и блестящие реплики, исполненные его помощниками. Современники считали Франсуа Клуэ и прекрасным мастером портретной миниатюры, ему приписывают Конный портрет Франциска 1(Париж, Лувр) и Конный портрет Генриха II (Флоренция, Уффици); однако часто эти же портреты связывают и с именем Жана Клуэ. Как свидетельствуют многочисленные документы и картина -Купающаяся женщина, Франсуа Клуэ, в отличие от его отца, был не только портретистом. Вероятно, он исполнил и Купание Дианы (Руан, Музей изящных искусств), чью важность подтверждают многочисленные реплики. Клуэ создал также несколько жанровых сцен - Сцена из комедии (Мнимый больной) и Дети, жалующиеся Амуру, гравированные (под именем Жане) и изданные Леблоном. К этой группе принадлежит и композиция -Красавица, известная по многочисленным повторениям (Франция, частное собрание; Лугано, коллекция Тиссен-Борнемиса). Влияние Клуэ заметно и в нескольких произведениях неизвестных мастеров (Сабина Поппеа, Женева, музей Рат, и Купающиеся женщины, Париж, Лувр).Ученик своего отца, Франсуа Клуэ, несомненно, работал вместе с ним в начале своей карьеры. Ч. Стерлинг обнаружил следы этого сотрудничества в портрете Франциска 1 (Париж,Лувр), который традиционно приписывается Жану Клуэ; по мнению исследователя, Франсуа исполнил руки короля. Вскоре молодой художник создал искусство более утонченное и более сложное, чем живопись его отца; это искусство сочетало в себе различные влияния - итальянское, нидерландское и немецкое. Его портреты являют собой чудесный пример изысканного придворного искусства Франции XVI в. (Портрет Елизаветы Австрийской, Париж, Лувр). Рисунки Франсуа Клуэ также не столь просты, как рисунки его отца; они более сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивая выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, Шантийи, музей Конде). Влияние живописи Клуэ во Франции и за границей было огромным, особенно в области портрета и жанровых сцен. Он возглавлял мастерскую, в которой работали художники, ныне почти неизвестные (Жак Патен, сын Жана Патена, сотрудника Жана Клуэ и Симон Леруа).

Работы художника

XI(20)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021