ЛУКА СИНЬОРЕЛЛИ
Фрески Капеллы Бризио
Особое внимание он уделял изучению форм и движения человеческих фигур, передавая их подчёркнуто объёмно, в чётких и жёстких очертаниях, которым в его поздних произведениях присуща некоторая застылость. Его интерес к анатомии, мускулатуре и передаче человеческого тела в движении можно увидеть в его шедевре, расписанной фресками капелле "Страшного Суда" (1499-1502) в капелле Мадонна ди Сан Брицио (капелла Нуова) Кафедрального собора в Орвието. В этих фресках Синьорелли предвосхищает поиски Микеланджело в области использования пластики человеческого тела в качестве главного элемента художественной выразительности. Однако сравнение «Страшного суда» Синьорелли и «Страшного суда» Микеланджело показывает, что Синьорелли гораздо больше сосредоточен на проблеме формы как таковой, нежели на способе передачи ее эмоциональной выразительности. В самых драматических сценах цикла – «Гибель мира», «Воскресение» и «Гибель грешников» – изображены сотни сгрудившихся, борющихся тел, представленных во всех мыслимых положениях. Мастерство Синьорелли в передаче ракурсов особенно ярко проявилось в изображении хаотического нагромождения образов в композиции «Гибель мира». В «Воскресении» извивающиеся мускулистые фигуры поднимаются из могил, вновь обретая свое земное обличье.Синьорелли разворачивает в широких , низко расположенных люнетах капеллы грандиозную картину пришествия Антихриста и конца света.С неистощимой фантазией и напористой конкретностью изображает он стремительно, как поверженные статуи, падающих людей,ослепленных адским пламенем, толпы ожесточенно теснящих друг друга, терзаемых демонами грешников.
В ,,Восстании из мертвых,, из-под земли смучительным усилием выбираются гримасничающие скелеты и уже обличенные плотью тела,с резко обозначенными мускулами.
В этот драматический мир включен и заполняющий нижнюю часть стен декоративный фриз с фантастическими ,, гротесками,, ,заключенными в тондо фигурами Данте ,Вергилия, Эмпедокла и других поэтов и философов, и написанными гризайлью сценами из ,,Божественной комедии,, ,античных поэм и мифов.