Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (ДЖОРДЖОНЕ)
Гроза .Около 1503-1509 гг.
Холст, масло.
Размеры:82-73 см.
В коллекциях с 1932 г.,покупка у принца Джованнелли.
Инв.№915
Это произведение было заказано Габриелем Вендрамином для так называемой ,,комнатки со старьем", где ею мог любоваться Маркантонио Микиели, который в своих ,,Известиях о произведениях живописи" так описал картину: ,,Городок на холсте с грозой, цыганкой и солдатом".Работу оценили уже современники художника благодаря изумительному изображению природы, а также оригинальной иконографии.Чудесное слияние форм объясняется использованием непрерывной живописной канвы, лишенной рисунка; краска не наносится на компактные поверхности, на которых разбивается свет,очерчивая объемы, как на картинах ХV в., но разливается тонкими и прозрачными модуляциями, создающими воздушное пространство, свободное от геометрической перспективы.Существует много толкований этого сюжета: предположение, что полотно не имеет никакого определенного смысла, не учитывает того, что в эпоху гуманизма живопись без повествовательных целей была немыслима. Изображение усеченных колонн, обозначавших смерть, было довольно распространенным и известным символом.Эту деталь картины Джорджоне можно связать с темой наказания Господня: после изгнания из Рая человек вынужден не только сам нести тяготы труда, но и принять судьбу смертных, о чем неумолимо напоминают усеченные колонны. Сидящая женщина с ребенком-это Ева, кормящая Каина, а с левой стороны стоит Адам, опираясь на палку- символ труда.Последствия изгнания из Рая уже очевидны: для женщин это материнство, а для мужчины наказание, которое Господь установил прародителям и их потомству,-тяжкий труд.
Старая женщина.Около 1508 г.
Холст, масло.
Размеры:68-59см.
Венеция, коллекция Манфрин, покупка 1856 г.
Инв.№272
Вместе с ,,Грозой" эта работа входила в коллекцию Габриеля Вендрамина и предназначалась для знаменитой комнатки со старьем , в его дворце Санта Фоска. В 1856 г. картина была приобретена императором Францем Иосифом , который подарил ее Галерее Академии. В течении почти тридцати лет она считалась портретом матери Тициана в манере Джорджоне, пока не была окончательно атрибутирована как работа этого художника. На холсте изображена пожилая женщина, сжимающая в руке полоску бумаги, на которой можно прочесть: ,,с течением времени",и указывающая на себя.Очевидно, речь идет об аллегории, наводящей на размышления о беспощадном беге времени и бренности земной красоты. Помимо символического смысла, мы видим перед собой необыкновенный портрет, отличающийся исключительной естественностью и исполненный горькой меланхолии, которая отражается в усталых глазах женщины; в ее лице, безжалостно отмеченном временем, можно угадать едва уловимые следы былой красоты.
Концерт.Около 1507 г.
Холст, масло.
Размеры:86-70 см.
Из частной коллекции.
Мадонна с младенцем и святыми Екатериной и Иоанном Крестителем.
Дерево, масло.
Размеры:50-81 см.
Подарок Джироламо Контарини, 1838 г.
Инв.№70