Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 19.01.2020, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная жорж бракРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЖОРЖ БРАК (1882-1963) GEORGES BRAQUE
 

БРАК Жорж(Braque, Georges)(1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма. Брак родился в семье ремесленников и провел детство в Гавре. Он всегда настаивал на том, что был самоучкой, не имеющим академического художественного образования (Беседы с Дорой Валлье,Cahiers d'Art, 1954). Вначале Брак был художником-декоратором, унаследовав профессию своего деда и отца. Эти опыты сыграли важную роль в кубистических исканиях художника (выбор материала, ремесленный характер и тривиальность его работ). В 1900 он приезжает в Париж и зимой 1905-1906 приобщается к фовизму. Позже он скажет: Матисс и Дерен указали мне путь. В 1906 вместе с Ото-ном Фриезом он живет в Антверпене, а летом 1907 - в Ля Сиота и Эстаке, где пишет серию небольших морских пейзажей, элегантно-фовистских, сдержанных и несколько ирреальных (Ля Сиота, 1907, Париж,Нац. музей современного искусства,Центр Помпиду). Кубистический период. Два события осени 1907 радикально изменили искусство Брака: выставка Сезанна в Осеннем салоне и встреча с Пикассо, чьи Авиньонские девицы, его поразили и сбили с фовист-ского пути. Картина Стоящий обнаженный (Париж, частное собрание), исполненная зимой того же года, свидетельствует об этом двойном влиянии, а также, быть может, о воздействии африканского искусства. Летом 1908 в Эстаке он пишет серию пейзажей, полных бурного движения, с упрощенными тонами и почти лишенных перспективы - здесь все сведено к геометрическим и компактным формам, <кубам>, как назвал их критик Луи Вексель, когда картины Брака были выставлены в гал.Конвейлера в ноябре 1908 (Дома в Эстаке, 1908, Берн, Художественный музей). В пейзажах, написанных в 1909 в Нормандии и Ла Рош-Гийоне, массы противопоставлены не столь сильно, они сообщаются между собой сезанистскими переходами, которые выравнивают свет и расчленяют объемы на мозаику планов, развернутых к зрителю. В этот период Брак стремится изобразить пространство между предметами, а не акцентировать внимание на их выпуклости в пустоте традиционной перспективы. -Что меня очень привлекало и что стало главным направлением кубизма - это материализация того нового пространства, которое я почувствовал, - говорил Брак (Беседы с Дорой Валлье). Он перестает писать пейзажи и обращается к натюрморту, потому что в натюрморте есть тактильное, почти рукотворное пространство... Это отвечало моему извечному желанию трогать вещи, а не только смотреть на них. Это пространство привлекало меня, ибо поиск пространства был первым поиском кубизма. В натюрмортах 1910-х конструктивные элементы предметов смазаны, чтобы создать на холсте единый план. С конца 1909 Брак работает в тесном контакте с Пикассо и вместе с ним разрабатывает доктрину кубизма. Натюрморты, где часто теперь появляются музыкальные инструменты, приобретают монументальный характер; предметы энергично разрезаны на сверкающие грани, допускающие одновременно разные точки зрения (Натюрморт со скрипкой и кувшином, 1910, Базель, Художественный музей). В картинах 1911 объемы почти полностью уплощаются и сводятся к геометрии острых углов и едва различимых криволинейных акцентов; раздельные мазки превращают поверхность холста в более вибрирующую. Брак вводит в свои композиции элементы -обманки - буквы или гвозди, - которые подчеркивают главный план холста (Португалец,1911, там же). В 1913 открытие бумажной аппликации позволяет Браку вернуть в живопись цвет и -четко отделить цвет от формы и увидеть его полную независимость по отношению к форме (Беседы с Дорой Валлье). Это, в свою очередь, отмечает переход к синтетическому,кубизму, несмотря на то, что этот термин, ясно определяющий художественные интенции Хуана Гриса, можно применять к искусству Брака лишь с оговоркой. Картины этого периода отличаются светлостью, воздушностью композиции, структура которой абстрагируется от простых планов, увеличивающих пространство, но не углубляющих его. Предметы намечены несколькими штрихами беглого и фрагментарного рисунка (В честь Баха, Париж, частное собрание).Послевоенный период, натюрморты. В 1914 Брак был мобилизован, а в 1915 тяжело ранен на фронте. В 1917 он вновь принимается за работу и сразу по окончании войны пишет натюрморты, задуманные как микрокосм терпения и наслаждения, в которых вкус и достоинство проявляются больше, нежели смелость и творческая изобретательность предшествующего периода. Видение Брака остается кубистическим - он разлагает предметы на элементы и планы, перекомпанованные и словно стиснутые строгими, пластичными и декоративными ритмами; он использует возможности тактильного пространства, почти всегда ограниченного стеной, ширмой и очень редко открытого в глубину. Иногда он изображает и пейзаж. Он пишет в основном большие марины и сушащиеся на берегу лодки (Утесы, 1938, Чикаго, частное собрание) - воспоминания художника о прогулках около его дома в Варанжевиле, близ Дьеппа. Человеческие фигуры почти отсутствуют, за исключением прекрасной серии фарфоровых фигурок, исполненных в 1922-1927 и являющихся, возможно, репликой художника на <великанш> Пикассо или его данью неоклассической атмосфере эпохи. В период между двумя войнами Брак становится признанным французским художником par excellence, наследником национальных добродетелей и хранителем классической традиции, которую он защищает в Тетрадях Жоржа Брака (1917-1947, опубликованы в 1948 и 1956). В этом неоклассическом аспекте можно рассматривать и ансамбль произведений, вдохновленных поэзией и искусством архаической Греции, - офорты для <Теогонии> Гесиода (1931) и четыре замечательных гипсовых рельефа на мифологические сюжеты (Геракл,1931, Париж, собрание Мэг) и большинство его скульптур. После 1920 творчество Брака отличается замечательным стилистическим соответствием и включает в себя произведения малого формата (жанр <кабинет любителя>) и большие амбициозные композиции. Нельзя говорить об эволюции Брака в строгом смысле слова, но, несмотря на очень ограниченный репертуар его тем, появление новых сюжетов всегда влечет за собой создание новых отношений линии и объема, формы и цвета. За серией Круглых столов, и натюрмортов 1918-1920, в которых гроздь винограда нередко сочетается с музыкальным инструментом, следует цикл каминов и мраморных столов (Натюрморт с мраморным столом, 1925, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Пом-пиду), исполненных в великолепной гармонии зеленого, коричневого и черного; в этих натюрмортах главное значение придается пластической выразительности объемов. Фрукты, ткани, кувшины создают полновесные чувственные формы, мощно закрученные, почти барочные, кривые линии. После 1928 палитра Брака высветляется (Голубая мандолина, 1930, Сент-Луис, Миссури, Гор. гал.), художник стремится выразить свободу колеблющейся и непрерывной линии с непринужденностью, напоминающей криволинейный кубизм Пикассо середины 1920-х (Натюрморт с трубкой, Базель, Художественный музей). Эти две тенденции объединяются накануне второй мировой войны в прекрасных орнаментальных произведениях, полных фантазии и яркого колорита; предметы словно пляшут и распрямляются в невесомом пространстве (Натюрморт с мандолиной, 1938, Чикаго, частное собрание). В то же время Брак вновь вводит в некоторые свои композиции изображение человеческой фигуры под видом курьезных силуэтов в фас и профиль (что соответствует тени и свету), напоминающих более ранние произведения Пикассо (Художник и его модель, 1939, НьюЙорк, частное собрание). Позднее творчество, Мастерские. Война вдохновила художника и на более серьезные произведения, отражающие суровость эпохи (Кухонный стол, 1942, частное собрание). С 1947 его творчество часто прерывается болезнью, однако в 1949-1956 он создает серию Мастерские - восемь картин, замечательных своей немного мрачной и эзотерической насыщенностью и упорством, с которым художник стремится объединить все свои воспоминания, все поиски и темы своего творчества (Мастерская VI,1950-1951, Сен-Поль-де-Ванс, фонд Мэг). В некоторых картинах появляется птица, крылья которой, распростертые в абстрактном пространстве, станут темой росписи плафона Этрусского зала в Лувре (1952-1953) и последним сюжетом размышлений художника, который испытывает в своих поздних произведениях необходимость вырваться из безжизненного и замкнутого мира собственной живописи. Брак создал также картоны для витражей в капеллах СенДоминик в Варанжевиле и Сен-Бернар в фонде Мэг в СенПоль-де-Вансе. Произведения Брака представлены в Париже (Нац.музей современного искусства, Центр Помпиду) и в большинстве крупных музеев мира. Выставка в Центре Помпиду (1982) была посвящена его аппликациям 1912- 1918.

Работы художника

XI(45)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz