Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 27.05.2020, 14:37
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная герард доуРегистрацияВход
Меню сайта

 

ГЕРАРД ДОУ (1613-1675) GERARD DOU
 

ДОУ Герард (Геррит) Dou, Gerrit (1613, Лейден - 1675, там же) Учился у отца- Янса Доу(1625-1627) и у Рембрандта (1628-1631). С 1648- член гильдии живописцев Лейдена. Жанрист и портретист. В возрасте 15 лет поступил в мастерскую Рембрандта (жившего по соседству), где он оставался вплоть до отъезда мастера в Амстердам в 1631-1632. Ранние работы Доу, как и Яна Ливенса и Яриса ван Влита, двух других лейденских учеников Рембрандта, находились полностью под влиянием мастера, чьи произведения он буквально копировал: те же модели, те же позы, та же тщательность исполнения, то же очарование светотени. Доу писал картины с изображением отца Рембрандта в виде воина, восточного человека, астронома (Кассель, музей; Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), матери Рембрандта, читающей Библию (Кассель, музей; Амстердам, Гос. музей; Берлин-Далем, музей; Дрезден, Картинная гал.; Париж, Лувр), самого художника за работой (Портрет Рембрандта перед мольбертом, Бостон, Музей изящных искусств), святых отшельников (Мюнхен, Старая пинакотека;Дрезден, Картинная гал.; Лондон, собрание Уоллес; Амстердам, Гос.музей). В этих работах, написанных в темных тонах и в достаточно реалистичной и точной манере, Доу с изумительным совершенством изображает детали и аксессуары. После отъезда Рембрандта искусство Доу приобретает большую оригинальность; художник постепенно отказывается от портретов и посвящает себя жанровой живописи, которую он трактует с особой тщательностью и совершенством, принесшим ему славу. Так, уже в 1641 шведский дипломат Спиринг назначил Доу большую годовую пенсию, чтобы сохранить за собой право выбора его работ. В 1648 художник вступает в лейденскую гильдию св. Луки; в 1660 правительство Голландии покупает у него три картины (одна из них, Молодая мать, хранится в Маурицхёйсе в Гааге), которые будут преподнесены Карлу II в честь его прибытия в Гаагу. Помимо хвалебных отзывов о Доу в современной ему литературе (его сравнивали с греческими художниками Зевксидом и Паррасием), одним из интересных свидетельств о славе художника была постоянная выставка 29 его картин, принадлежавших знаменитому коллекционеру Яну де Бейе, открытая в 1665 в доме художника Ханнота (это вообще была едва ли не первая выставка в современном смысле этого слова). Здесь можно было видеть самые значительные произведения Доу - Женщина, страдающая водянкой, Трубач (Париж, Лувр); Вечерняя школа (Амстердам, Гос. музей). Едва ли нужно говорить о том, что цены на картины Доу сразу подскочили, как при жизни художника, так и, особенно, в XVIII и XIX вв.: цена его картины -Кухарки, (Карлсруэ, Кунстхалле) увеличилась от 770 флоринов в 1706 до 6220 флоринов в 1768, в то время, как произведения Вермера в 1745 продавались за 26 флоринов. В этот второй период в творчестве Доу, для которого характерна более живая полихромия, чистая и полированная фактура (отсюда некоторая холодность во многих его картинах), появляется новая тема - тема ниши, восходящая еще к Рембрандту, но ставшая у Доу шаблонным элементом обманки. В угоду моде эти ниши часто украшены рельефом Дюкеснуа (Путти, играющий с козлами), который придавал композиции классическо-современный характер (этот мотив появится и в работах учеников Доу, в частности, у Мириса). Но особенно часто Доу помещает в нишу фигуру женщины, занятой домашними хлопотами (приготовлением еды, мытьем посуды, покупками, вязанием) или, реже, врача, - преллог для различных натюрмортов, в которых, может быть, раскрывается подлинный талант художника (Женщина, страдающая водянкой, Париж, Лувр; ). Среди многочисленных примеров его <крестьянок> - характерная примета эпохи - поясные портреты в нише (Вена, Музей истории искусств; Лондон, Бэкингемский дворец и Нац. гал.; Кембридж; Турин; Париж, Лувр; Шверин). Другой характерной чертой искусства Доу, также восходящей к Рембрандту, была светотень (пространство картины освещено свечой), что придало его работам легкую живописность, возвеличившую гладкую фактуру, особенно в красноватых отблесках и в смягченных тонах (эта тема будет продолжена Схалкеном). Среди подобных картин наиболее знаменита Вечерняя школа (Амстердам, Гос. музей), Астроном (Лейден, музей), Рисовальщик (Брюссель, Кор. музей изящных искусств). Исключительная тонкость, гладкая и холодная фактура, очень искусная и иллюзионистская техника, сюжеты сельского жанра, - все это несет в себе симптомы упадка, который постиг голландскую живопись в конце XVII-XVIII в. Творчество Доу имело большое значение, о чем свидетельствуют его многочисленные ученики и подражатели - Г. Метсю и Я. ван Мирис, а также Слингеланд, Схалкен, Д. ван Тол (племянник Доу), Матон, К. де Мор. Другие (Гасбек, Брекеленкам, Ставерен, Питер Лерманс, Абрахам де Папе) пользовались советами или даже уроками Доу, которого по праву можно назвать основателем лейденской школы живописи. Ценимый некогда очень высоко, сегодня Доу несправедливо забыт. Однако в его картинах, таких, как Женщина, страдающая водянкой или -Молодая мать, великолепное мастерство художника находит в себе самом поэзию, оставаясь вдумчивым и сдержанным.

Работы художника

IX(88)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz