Пейзаж первой половины 17 века
Рождение национального реалистического пейзажного жанра происходит в то время в творчестве ван Гойена и его сподвижников, взявших за основу тщательное изучение родной природы. ЯН ВАН ГОЙЕН (Лейден, 1596-1656, Гаага). Ван Гойен много путешествовал по родной стране, делая зарисовки в альбомах. До нас дошли четыре альбома и сотни разрозненных листов. В своих ранних работах еще очень близок к учителю, Э.ван Велде.
ПИТЕР ДЕ МОЛЕИН (Лондон, 1595—1661, Харлем) поначалу даже опережал ван Гойена в художественном развитии. Тональный колорит и подчеркивающая глубину диагональная композиция появляются у него еще во второй половине 1620-х годов . Но в дальнейшем художник ограничился варьированием уже найденных решений и приемов, нередко повторяя и сами сюжеты.
Крупным мастером этого времени был САЛОМОН ВАН РЕЙСДАЛ (Нарден, 1600/1603—1670, Харлем). Этот ученик Э. ван де Велде начинает, как ван Гойен и Молейн, с изображения скромных дюнных и речных пейзажей в строгом тональном колорите преимущественно серо-зеленой гаммы. Но постепенно на смену интимным лирическим пейзажам приходят классически уравновешенные, сложно скомпонованные образы природы с чертами монументализации.
Для специалистов и коллекционеров интересны работы очень редких последователей ван Гойена, ФРАНСУА ВАН КНИББЕРГЕН (Гаага, 1597 — после 1665, там же); АНТОН ВАН ДЕР КРОС (Гаага, 1604—1663, там же); ИОХАННЕС СХУФ (Гаага, 1609— после 1666, Берген-оп-Зом); ЯН КУЛЕНБИР (Куртре во Фландрии, ок. 1600 — после 1677, Харлем) ; МАРТЕН ВАН ДЕР ХЮЛФТ, о котором мы знаем только, что между 1039 и 1645 годами он работал в Лейдене и что в 1653 году был еще жив.
Пейзаж середины XVII века.
В 1640-х годах в голландском пейзаже, как и во всем искусстве этих лет, намечается тенденция к углублению эмоционального содержания, а в связи с этим повышается роль света и цвета в картине. Первым пейзажистом, в творчестве которого новые черты сформировались наиболее отчетливо, был APT ВАН ДЕР HEP (Амстердам, 1603/04—1677, там же). Холодный лунный свет, подобно теплому солнечному, проникает во все закоулки ночного пейзажа. Хотя ночи ван дер Нера лишены таинственных чар, созданный художником жанр был достаточно популярен уже у современников, но по достоинству его оценили значительно позже — лишь в эпоху романтизма.
Следующий шаг в развитии пейзажа был сделан дордрехтским художником АЛБЕРТОМ КЕЙПОМ (Дордрехт, 1620—1691, там же). Ранние пейзажи художника мало чем отличались от работ ван Гойена и С. Рейсдала — те же мотивы и тот же монохромный колорит. Однако сильная эмоциональная романтическая окрашенность этих произведений позволяет предполагать, что они возникли уже в следующий период. Важным рубежом для Кейпа была вторая половина 1640-х годов, когда контакты с утрехтской школой, установленные, вероятно, с помощью отца художника, дордрехтского портретиста Я. Г. Кейпа, кардинально изменили палитру мастера. Он стал писать теперь в золотистой, повышенно мажорной красочной гамме, пришедшей в Голландию с работавшим многие годы в Риме утрехтским живописцем Яном Ботом. А. Кейп не стал поклонником классически-героического итальянского образа природы. Он по-прежнему вдохновлялся национальным ландшафтом — окрестностями Дордрехта и видами Мааса. Но теперь эти мотивы обретают величественность и значительность. Его ученик АБРАХАМ ВАН КАЛРАТ (Дордрехт, 1642—1722, там же).
Самым крупным анималистом Голландии (и одним из крупнейших в мировой живописи) был ПАУЛЮС ПОТТЕР (Энкхейзен, 1625— 1654, Амстердам). Ученик своего отца ПИТЕРА ПОТТЕРА (Энкхейзен, ок. 1597—1652, Амстердам), писавшего жанровые сцены, пейзажи и натюрморты . Сын тоже обращался иногда к бытовому жанру. Однако Поттер-художник отличается необыкновенной искренностью, простодушием и даже наивностью. Его пытливый и любовный взгляд на разнообразные явления окружающего реального мира очень скоро открыл, что обычное домашнее животное достойно изображения само по себе, а не только в роли аксессуара в жанровой картине и портрете или стаффажа в пейзаже. При этом и здесь художник стремится подметить прежде всего индивидуальное и характерное в облике и повадках животного.
Он оказал большое влияние на голландских анималистов и пейзажистов второй половины XVII века. ГОВЕРТ КАМПХЕЙЗЕН (Горинхем, 1623/24—1672, Амстердам) близок Поттеру своим интересом к бытовой стороне крестьянской жизни.
Работы АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛДЕ (Амстердам, 1636—1672, там же)
Примеру П. Поттера и А. Кейпа следует в своих охотничьих сценах роттердамский живописец ЛЮДОЛФ ДЕ ИОНГ (Роттердам, 1616— 1679, Хиллергврсберг).
К числу пейзажистов, которые в середине века проявили особый интерес к проблемам света, относится и ЭГБЕРТ ВАН ДЕР ПУЛ (Делфт, 1621—1664, Роттердам). Любовь к световым эффектам художник выразил несколько необычно — в жанре «ночных пожаров». Ночной пожар в сочетании с лунным освещением впервые встречается у А. ван дер Нера. Ван дер Пул обратился к этой теме, по-видимому, вскоре после печально знаменитого взрыва пороховых складов в Делфте 12 октября 1654 года.
Расширение географических рамок голландского пейзажного жанра связано с деятельностью харлемского живописца ФРАНСА ПОСТА (Лейден, ок. 1612—1680, там же), посетившего в 1637—1644 годах Южную Америку в составе свиты губернатора Бразилии Иоганна Морица Нассауского. Заслуга Поста в том, что он был первым, кто создал реалистический образ природы Бразилии и познакомил голландскую и европейскую общественность с южноамериканской экзотикой без дешевых восторгов и издержек жанра. Художник входил в состав «научного штаба» свиты. Его пейзажи — достоверные документы ученого-естествоиспытателя.