Испанская живопись характеризуется плавностью перехода от романского стиля к готическому, который происходил постепенно, без резких рывков. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. (Муде́хары (исп. mudéjar, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — мусульманское население, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у арабов.) Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь живописцы начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также гуманизации образов.Первоначально в Испании появилось два направления в интерпретации готического искусства: первое, пришедшее из Франции, основывалось на традициях западной живописи, а второе, имеющее итальянские корни, было связано с византийскими образцами. Победу одерживает французское направление, которое порождает так называемый франко-готический стиль. В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Этот процесс продолжает нарастать на протяжении двух последующих веков и, наконец, полностью вытесняет франко-готический стиль. Течение, возникшее под влиянием итальянской живописи, демонстрирует большее усердие при изображении пространств и более усовершенствованные и досконально анатомические знания, в то же время большее внимание начинает уделяться свету, как с точки зрения объема, так и в отношении цветового решения. К данному течению относятся работы каталонского художника Хайме Серра, отражающие развитие этого течения в Каталонии, а также Хуана Родригеса де Толедо, яркий пример течения в Кастилии. Наконец, работы Николаса Франсеза уже можно отнести к Интернациональной готической живописи, стилю, в котором сливаются воедино вклад французской и сиенской школы живописи, а также сюда присоединяется идеализирующая тенденция итальянских мастеров. Однако здесь также чувствуется повествовательная направленность, вкус к хорошей шутке и тяготение в Второстепенным темам, в чем прослеживается определенное влияние французской миниатюры.