Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 19.04.2021, 06:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная алессандро туркиРегистрацияВход
Меню сайта

 

АЛЕССАНДРО ТУРКИ

Вакх и Ариадна.

Холст, масло.

Размеры: 114 - 147,5 см.

Поступила в 1782, приобретена у антиквара Г. И. Клостермана в Петербурге. Ранее: собр. Л. М. Ванлоо в Париже (?).

Инв. № ГЭ 123

Обычно в качестве источников сюжета называют сочинения Овидия «Наука любви» (1: 537–562) и «Метаморфозы» (8: 176–182). Но в данном случае Ариадну венчает не Вакх, как указано в этих текстах, а Венера, поэтому более близкими представляются стихи из «Фастов» Овидия (3: 511–514):

Ты мне супруга, моим ты именем названа будешь, С этой поры уже Либерой станешь моей;

Будет на память о том неизменно с тобою Корона: Что дал Венере Вулкан, то она дарит тебе!

Картина представляет собой один из вариантов композиции, известной в двух версиях — с четырьмя фигурами и с семью. К первой принадлежит полотно, хранящееся во дворце в Павловске; ко второй — варианты из Эрмитажа, Музея Метрополитен в Нью- Йорке (ранее — собр. Пола Ганца), частного собр. в Лондоне (Verona 1999. Fig. 34), Музея изящных искусств в Спрингфилдсе, Массачусетс (ранее — собр. Чаннинг Блейк), разнящиеся лишь незначительными деталями. В отличие от второй версии, в первой отсутствует группа Силена с двумя спутниками. В старых источниках встречаются обе версии композиции. В собр. кардинала Мазарини было полотно «Вакх и Ариадна с Силеном» (Cosnac 1884. P. 259). На аукционе Жюльена в Париже в 1767 проходили парные картины «Вакх и Ариадна» и «Пан и Сиринга» (Vente Julienne 1767. N 54, 55). Их следует идентифицировать с находящимися во дворце в Павловске (ГМЗ «Павловск») полотнами, так как совпадают размеры, описание, время приобретения. Композиция из семи фигур «Вакх и Ариадна» проходила на посмертном аукционе собр. художника Луи Мишеля Ванлоо в Париже в 1772. Еще одно упоминание есть в книге Ф. Ханда: «Bacchus und Ariadne kam aus der Sammlung des Marquis del Monte zu Bologna nach England» («Бахус и Ариадна, происходящие из собрания маркиза дель Монте в Болонье, затем в Англии» — Hand 1827. S. 390). Этой последней может оказаться лондонская или одна из американских картин. Что касается эрмитажного полотна, то, возможно, оно происходит из собр. Луи Мишеля Ванлоо. Петербургский торговец книгами, гравюрами и картинами Герман Клостерман и ставший впоследствии его компаньоном русский писатель Денис Фонвизин, будучи в Париже в конце 1770-х, делали там приобретения произведений искусства и были в тесной связи с издателем и гравером Пьером Базаном, который выступал экспертом на некоторых аукционах, в том числе на аукционе собр. Ванлоо. Вполне вероятно, что проходившие на аукционах и не покинувшие пределы Парижа картины оставались в поле зрения Базана. Паллуккини (1981) сближает эрмитажное полотно по стилистическим особенностям с «Судом Париса» (Государственные собр., Кассель), выполненным в начале 1630-х. Интересно отметить, что позы некоторых персонажей художник повторил в картине «Смерть Клеопатры» (Лувр, Париж), датируемой 1637–1640. В Лувре находится подготовительный рисунок Турки к композиции: изображения Ариадны, Диониса (Вакха) и женской фигуры, коронующей Ариадну, почти в точности повторены на эрмитажной картине.

Оплакивание Христа Марией Магдалиной и тремя ангелами.

Медь, масло.

Размеры: 32,5 - 45 см.

Поступила в 1886 из Голицынского музея в Москве. Ранее: собр. князя М. А. Голицына; собр. князя А. М. Голицына в Москве.

Инв. № ГЭ 260

голицынский музей москва

Ин 19: 38–40.

В собр. Голицыных и далее в Эрмитаже картина приписывалась Аннибале Карраччи. На выставке 1944–1945 в Эрмитаже она экспонировалась как произведение Алессандро Турки и с этой атрибуцией вошла в Кат. 1958 и Кат. 1976. Картина близка таким произведениям Турки, как «Крещение Христа» (ГМИИ, Москва, инв. № 142), «Адам и Ева с детьми Каином и Авелем» (воспр.: Verona 1999. Fig. 53). Имена прежних владельцев картины восстановлены по двум наклейкам и надписям на оборотной стороне холста.

Несение креста.

Черный камень (другие названия: черный мрамор, Paragone, touchstone), масло.

Размеры: 21,5 - 26,5 см. (овал)

Поступила в 1808, приобретена на распродаже собр. Шуазель-Пралена в Париже при посредничестве барона Д. Виван Денона. Ранее: до 1756 — собр. герцога де Таллара в Париже; до 1767 — собр. Ж. де Жюльена в Париже; собр. Вуайе д’Аржансона.

Инв. № ГЭ 1551

Мф 27: 32–33; Мк 15: 21–22; Лк 23: 26– 33; Ин 19: 16.

Картина была приобретена как произведение Доменикино. В Livret 1838 указано, что Виван Денон считал его работой Лодовико Карраччи. Того же мнения придерживался Виардо (1844). Атрибуция Турки принадлежит, по-видимому, Вагену (1864), так как с 1863 она не менялась. «Несение креста» Виван Денон, несомненно, приобрел на распродаже собр. Шуазель-Пралена в 1808. В каталоге аукциона сказано, что ранее она была в галерее Вуайе д’Аржансон. Представляется возможным проследить более раннюю историю картины. По-видимому, именно она проходила на аукционе собр. герцога де Таллара в 1756 (см.: Remy, Glomy 1756), затем — Жана де Жюльена в 1767 (Vente Jullienne 1767). Совпадают не только материал основы и размер, но и описание композиции: Христос несет крест, впереди него — воин; Вероника стоит на коленях и держит плат, рядом с ней — Иоанн с распростертыми руками. В каталоге распродажи собр. Жюльена (Vente Jullienne 1767) «Несение креста» фигурирует вместе с парным «Распятием Христа» (нынешнее местонахождение неизвестно).

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021