Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная марко пальмеццаноРегистрацияВход
Меню сайта

 

МАРКО ПАЛМЕЦЦАНО

Распятие с Мадонной, святыми Иоанном, Иеронимом, Франциском и Марией Магдалиной. 1531г.

Дерево, масло.

Размеры:80-70 см.

Пост. в 1988 по завещанию Е. И. Шапиро в Лондоне. Ранее: собр. Дж. Вилларди в Милане; частное собр. в Англии; собр. Р. Пелли в Лондоне; 1930 — собр. В. Б. Петерсон в Лондоне; до 1988 — собр. Е. И. Шапиро в Лондоне.

Инв.№ГЭ 10508

На втором плане картины, справа, — сцена моления о чаше (Мф 26: 36–44; Мк 14: 32–42; Лк 22: 39–46). Исследование картины в инфракрасных лучах подтвердило, что дата — 1531 — авторская, и выявило прекрасный рисунок, позволяющий проследить метод работы художника и изменения, внесенные в композицию в процессе работы. Для Палмеццано характерен поиск большой формы. Штрих, просматривающийся на лицах св. Франциска, Иоанна, на плаще Мадонны, на нижней перекладине креста, призван промоделировать каждый предмет. Форма лепится за счет контрастно затененных и освещенных участков. Существуют авторские переделки, касающиеся, в первую очередь, фигуры Марии Магдалины. Первоначально художник намеревался увеличить и округлить форму ее головы. Не сразу было найдено положение левой руки Магдалины на перекладине креста. В окончательном варианте жест стал более пластичным, рука опущена ниже и почти закрыта рукавом, который первоначально был намечен значительно выше. Исследование картины в инфракрасной рефлектограмме опровергло предположение Гриджони (1956) о том, что фигуры св. Иеронима и св. Франциска были добавлены мастером позднее. Эрмитажная картина близка к одному из лучших подписных произведений Палмеццано — «Распятию с тремя Мариями и Иоанном» (Галерея Уффици, Флоренция; инв. № 1418; дерево, темпера. 112 × 90). Во флорентийском варианте почти полностью повторены фигуры Христа, Мадонны, Иоанна. При сохранении того же типа лица Магдалина изображена в рост, она иным жестом обнимает распятие, а взгляд ее опущен к земле. Несколько изменены пейзаж и фигуры второго плана. Сцена моления о чаше в глубине справа есть в обеих композициях. Гриджони (1956) высказал предположение, что оба «Распятия» могли быть выполнены с одного картона. Представляется, что эрмитажная картина предшествует флорентийской, для которой датировка 1500 (Vasari — Milanesi 1881; Calzini 1894) либо ок. 1510 (Grigioni 1956) или первое десятилетие XVI в. (Nanni 2005) кажется слишком ранней. Во флорентийском «Распятии» художник сохранил то, что ему показалось особенно удачным, — фигуры Марии и Иоанна. Св. Франциск исчез совсем. Жест Иеронима стал жестом второй Марии, только более убедительным, поскольку рука, прижатая к груди, выражает скорбь, а не просто сжимает соответствующий атрибут. В пользу того, что флорентийская работа следует по времени за эрмитажной, свидетельствуют изменения, видимые на инфракрасной рефлектограмме, в первую очередь, фигуры Магдалины. Контур головы Марии Магдалины на флорентийской доске соответствует контуру головы этой святой на эрмитажной картине, то есть мастер отказался от более округлой формы затылка, намеченного в рисунке углем. И напротив, вернулся к рукаву, спадающему почти до запястья, — к тому, что тоже уже было найдено в рисунке, но не реализовано в первом варианте. Все это позволяет предположить, что после датированного 1531 «Распятия» Палмеццано с небольшим разрывом во времени, в пределах первой половины 1530-х, используя уже найденные мотивы, создал «Распятие с тремя Мариями и Иоанном». Согласно Миланези (Vasari — Milanesi 1881), «Распятие», ныне находящееся в Эрмитаже, принадлежало Джузеппе Валларди в Милане. Затем картина была опубликована Фуолкес (1907) как произведение Палмеццано, обнаруженное в самом конце XIX в. у английского провинциального антиквара ее будущими владельцами Пелли, которые нашли произведение в плачевном состоянии. Из-за плохой сохранности прочтение даты вызывало сомнение, и Фуолкес (1907) расшифровала ее как «1480», отметив при этом, что по стилю картина относится к зрелой поре XVI в. и что дата, очевидно, читалась ранее как «MCCCCCXXXI», а не «MCCCLXXX». Тем самым исследовательница пришла к заключению, что картина из собр. Пелли — та самая, которая ранее принадлежала Джузеппе Валларди в Милане. Бускароли (1931), основываясь на неправильном прочтении даты — «1480», отнес «Распятие» к числу юношеских работ Палмеццано. Фигура распятого Христа с головой, слегка склоненной к плечу, и с повязкой, завязанной узлом на правом боку так, что бедро остается почти полностью обнаженным, повторяется в творчестве Палмеццано несколько раз — в «Распятии с Мадонной и четырьмя святыми» (Пинакотека, Форли; фреска, переведена на холст; датирована 1492), в иконе «Мария Магдалина, св. Джованни Гуальберто и донатор перед распятием» (церковь Сан Меркуриале, Форли; дерево, темпера. 189 × 148), во флорентийском «Распятии с тремя Мариями и Иоанном». Согласно сведениям Гриджони (1956), эрмитажное «Распятие» в бытность его в собр. каноника Раймонда Пелли экспонировалось в Берлингтон-Хауз, Лондон.

Святое семейство. Середина 1530-х.

Дерево, масло.

Размеры: диаметр 85; тондо.

 Пост. в 1955 из Музея истории религии и атеизма АН СССР в Ленинграде. Входило в число трофейных произведений, привезенных из Германии после Великой Отечественной войны. Ранее: до 1829- собр. Соли, с 1930- Новый дворец в Берлине.

Инв.№ЗКР сэ-690

В собр. Соли (1829) картина значилась работой тосканской школы, а позднее — произведением Марко Меллони (работал в 1504–1537; Zerstört. Entführt 2004). Поступила в Эрмитаж как относящаяся к итальянской школе, без уточнения имени мастера и времени создания, хотя в литературе указано, что произведение всегда считалось созданным Марко Меллони. Существует единственное подписное и датированное (1504) произведение Меллони — «Мадонна с Младенцем, святыми и ангелами» (Галерея Эстензе, Модена), с которым «Святое семейство» имеет мало общего. У Меллони иной тип лиц, гораздо более жесткая трактовка форм, в частности складок. Автором произведения мог быть Марко Палмеццано, что подтверждает сравнение тондо с другими работами мастера, а также общие для его творчества черты — тяготение к крупным формам, простота, отсутствие сложной символики, светлый, блеклый колорит, использование традиционной иконографии. Тип Мадонны, созданный в живописи Марко еще в начале его деятельности, практически не претерпел изменений на протяжении всего творчества художника. Это женщина с немного склоненной набок головой, овал ее лица слегка заострен, нос совершенно прямой, его линию продолжают дуги бровей, рот маленький, волосы, расчесанные на прямой пробор, виднеются из-под прикрывающего их плаща, на щеку неизменно ложится легкая тень. Подобный образ встречается во многих работах Палмеццано, начиная с «Мадонны с Младенцем на троне, Иоанном Крестителем и св. Маргаритой» (приходская церковь в Доцца, Болонья, 1492). Типична для творчества Палмеццано и фигура Младенца с высоким открытым лбом и несколько странным ухом, помещенным гдето на уровне щеки. Характерная деталь: в ряде картин Иисус сжимает в руке край пояса материнского платья. «Святое семейство» может быть отнесено к позднему периоду деятельности мастера — примерно к середине 1530-х, когда весьма однообразная манера Палмеццано приобретает черты некоторой сухости.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024