Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 26.04.2024, 05:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная давид блесРегистрацияВход
Меню сайта

 

ДАВИД ЙОЗЕФ БЛЕС

Наставник дам (Мнимый больной)

Справа внизу подпись: David Bles ft

Холст, масло.

Размеры:22-26 см.

Поступила в 1931 из Музея дворянского быта в Шереметевском дворце (Фонтанный дом) в Ленинграде. Ранее: собр. князя П. П. Вяземского в Петербурге; собр. его зятя графа С. Д. Шереметева в Петербурге (подарена в 1868 П. П. Вяземским).

Инв.№ГЭ 6616

Сюжет из десятой «Сатиры» Н. Буало (1536–1711), посвященной всевозможным женским порокам. Особенно красочно обличаются святоши, пестующие ханжу-духовника: «Он такой румяный, словно на его лице расцвела весна. Благодаря набожным душам никто из смертных не бывает таким ухоженным, как этот дамский наставник. Что бы с ним не случилось, чуть он зевнет, опечалится — причесанный эскадрон мчится ему на помощь, одна греет бульон, другая готовит лекарства». Сюжет использовался Блесом многократно. Картины Блеса с названием «Мнимый больной» выставлялись в 1848 в Амстердаме (Tentoonstelling 1848. N 13 «De gewaande Zieke») и в 1849 в Гааге (Tentoonstelling 1849. N 33). Была ли эта одна и та же работа или два ее варианта, неизвестно. На Всемирной выставке 1855 в Париже была картина Блеса «Наставник дам» (Exposition universelle 1855. N 1522 «Le directeur des fémmes»). Судя по гравюре (Kunstkronijk. 1856. P. 3), от эрмитажной работы она отличалась заметной деталью: на стене комнаты висит картина «Св. Себастьян и св. Лаврентий». В 1859 «во уважение любви и познаний в художестве… директора Гаагской Академии художеств Блеза» признали почетным вольным общником петербургской Академии художеств (Петров 1866. С. 237; Кондаков 1914. С. 308). В благодарность он прислал на академическую выставку 1859 кар- тину «Поэт на жаловании в XVIII веке » на сюжет из первой «Сатиры» Буало (Указатель 1859. № 270), которая в 1857 выставлялась в Брюсселе (1857 Bruxelles. N 57). Рецензенты подробно (Тунис 1859. С. 40, 41) и с удовольствием описывали эту картину: «Картина иностранного художника Блези „Поэт на жаловании в XVIII столетии“ представляет французского Третьяковского; его заставили читать стихи котенку, который сидит в корзинке, и в это время сдергивают с него парик, щиплют его и т. д.» (Петербургская летопись 1859). П. П. Вяземский купил картину в Гааге, где он был секретарем русской миссии в 1850–1852. Картины Блеса были также в собраниях П. А. Кочубея (Каталог 1867. № 55 «Мать и дитя»), И. А. Варгунина (Каталог 1884. № 32 «Жанр»), В. А. Кочубей (Опись 1893. С. 92. № 31 «Перехваченные письма») и на выставке в 1898 (Собко 1898. № 25 «За музыкой»). Г. Ф. Ваген сравнивал картину «Общество, рассматривающие картины» Блеса в собрании князя А. М. Горчакова с работами А. ван Остаде (Waagen 1864. S. 420). Однако в рукописном каталоге А. М. Горчакова такой картины Блеса нет.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024