Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 12.11.2019, 16:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная хуго ван дер гусРегистрацияВход
Меню сайта

 

ГУГО ВАН ДЕР ГУС (ок.1440-1482) HUGO VAN DER GOES

Гуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1435-40 — 1482) — фламандский живописец. Родился в Генте. Вступил в гильдию св. Луки. Работал в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. 5 мая 1467 в Генте, покровительствуемый Йосом ван Вассенхове, он получил права мастера. Согласно документам, до 1475 его художественная деятельность была очень разнообразной: в 1468 в Брюгге он создает декорации по случаю свадьбы Карла Смелого и Маргариты Иоркской, а в 1469 и в 1471-1472, в Генте, - по случаю торжественного въезда Карла Смелого, в 1473 он украшает капеллу Синте-Фарахильд для службы в память герцога Филиппа Доброго; и почти каждый год он пишет картины с гербами Филиппа. В 1474-1475 он становится деканом гентской гильдии художников св. Луки, а около 1478 послушником монастыря Рооде; эти годы были отягощены душевной болезнью, развившейся во время его путешествия в Кельн около 1481. Известно, что настоятель монастыря ухаживал за ван дер Гусом, пытаясь лечить его с помощью музыки. Однако и в монастыре, художник продолжал свою творческую деятельность, исполняя многочисленные заказы высокопоставленных особ.О годах его обучения ничего не известно. В 1480 он был приглашен в Лувен, чтобы оценить панно Правосудие Оттона, оставшееся неоконченным после смерти Дирка Боутса, и выполнил створку с изображением донаторов для триптиха Св. Ипполит (Брюгге, ц.Спасителя) того же художника. Эти факты указывают на возможные тесные отношения между двумя художниками, отношения учителя и ученика. Хронология творчества ван дер Гуса не установлена и остается спорной. Несколько небольших работ, исполненных в еще не ярко выраженной манере, можно отнести к раннему периоду его творчества, хотя ряд исследователей не соглашаются с такой атрибуцией. В Мадонне с младенцем (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона), отталкивающейся от моделей Боутса, острый рисунок сочетается с угловатой трактовкой деталей. Эти же черты характерны и для небольших панно Распятие (Венеция, музей Коррер) и Оплакивание Христа (Гранада, фонд Родригес Акоста).Совершенно в другой манере исполнен Алтарь Монфорт (Берлин-Далем, музей; происходит из монастыря Монфорт де Лемос в Испании). На центральной части триптиха изображено Поклонение волхвов. в котором поиск монументальности сочетается с поэтичной трактовкой деталей, что заставляет вспомнить великие произведения Яна ван Эйка. Здесь заметно и влияние Рогира ван дер Вейдена (особенно, в фигуре Мадонны), графический стиль которого, однако, был чужд ван дер Гусу, тяготевшему,скорее, к пластичности ван Эйка.Разные исследователи относят это произведение то к раннему периоду творчества художника, то, наоборот,к зрелому, близкому по времени к Алтарю Портинари, что кажется удивительным, если принять во внимание стилистические различия этих двух работ. О несохранившихся боковых створках дают представление копии, исполненные Мастером из Франкфурта (Антверпен, Кор. музей изящных искусств). Фрагмент створки с изображением донатора и Иоанна Крестителя (Балтимор, гал. Уолтерса), по своей пластической силе близок к центральной части. Большой триптих, заказанный флорентийским купцом Томмазо Портинари для ц. св. Эгидия во Флоренции, это главное произведение Гуго ван дер Гуса и один из самых ярких шедевров XV в. (ныне - Флоренция, Уффици). Для центральной части ( Рождество . Поклонение младенцу Христу) характерна редкая эмоциональная напряженность. Набожные, созерцающие и почтительные фигуры расположены вокруг лежащего на земле младенца Христа. Богоматерь с грустью размышляет о судьбе младенца, в то время, как пастухи, по контрасту с остальными персонажами, бурно радуются рождению Христа. Колорит с преобладающими холодными тонами усиливает чувственную экспрессию. Живопись на створках - коленопреклоненные донаторы со своими св. патронами на фоне сурового зимнего пейзажа - очень точна в передаче освещения. В закрытом виде на створках изображено Благовещение, исполненное в технике гризайли и пронизанное драматизмом: ангел, еще в полете, выказывает Марии торжественное приветствие.Этот драматизм присущ большинству произведений ван дер Гуса и достигает своей крайней точки в работах, которые относят к последним годам жизни художника. Поклонение пастухов (Берлин-Далем, музей) повторяет тему Алтаря Портинари, но дополнено фигурами двух пророков, как бы открывающих занавес. На небольшом диптихе (Вена, Музей истории искусств), приписываемом то раннему, то позднему периоду творчества художника, изображены сцены Грехопадения и Оплакивания Христа, подобная беспокойная страсть не только драматизирует сцену Оплакивания, но и выделяет фигуры Адама и Евы на фоне райского пейзажа. Небольшая картина Мадонна с младенцем (Франкфурт, Штеделевский художественный институт) дополнена боковыми створками, написанными другой рукой и с другим настроением.Группа картин, написанных темперой (Павия, Мюнхен, Толедо), также может быть приписана ван дер Гусу.Наиболее значимы - диптих Снятие с креста (Берлин-Далем, музей, и собрание Вильденштейна) и две створки органа (Яков III и Маргарита Шотландская со своими св. патронами и Сэр Эдвард Бонкил, поклоняющийся Троице - на обороте), написанные около 1478 по заказу сэра Эдварда Бонкила, но завершенные другим мастером (Дворец Холируд,переданы в Нац. гал. Шотландии,Эдинбург). Вероятно, во время своего пребывания в монастыре Гуго ван дер Гус написал Успение Богоматери (Брюгге, музей Грунинге), в котором апостолы словно образуют круг страданий вокруг ложа Марии. Благодаря многочисленным копиям с картин ван дер Гуса, мы можем составить представление о некоторых не сохранившихся работах.

Работы художника

VIII(5)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz