КАМИЛЛО ФИЛИППИ
Христос и грешница.
Холст, масло.Переведена с дерева в 1811 А. Митрохиным.
Размеры:44-61 см.
Пост. в конце XVIII в.
Инв.№ГЭ 1540
Ин 8: 3–11.
В Эрмитаже картину неизменно относили к числу произведений феррарской школы, хотя и приписывали разным художникам. Так, при поступлении в музей она считалась созданной Гарофало. Ваген (1864) назвал ее автором Ортолано, отметив, что по манере этому живописцу близки некоторые произведения, фигурирующие в ряде музеев как работы Гарофало. Андреев (1857) причислил картину к ряду лучших работ Гарофало в духе Рафаэля. Харк (1896) счел, что произведение принадлежит кисти неизвестного феррарского мастера, знакомого с творчеством Доссо и Маццолино. Близость к Маццолино подчеркнул и Пентер (1883). В эрмитажных каталогах 1863– 1889 композиция значится как работа Ортолано, но в последнем из них имя этого мастера дано со знаком вопроса. Составители каталогов 1899–1908 предпочли определение «неизвестный феррарский художник XVI в.». Новая атрибуция — Джироламо да Карпи — принадлежала Липгарту и нашла отражение в каталогах 1911– 1976. В Кат. 1994 картина включена как работа Камилло Филиппи. Действительно, «Христос и грешни- ца» во многом напоминает произведения и Гарофало, и Маццолино, и Джироламо да Карпи. Филиппи испытал влияние Гарофало, вместе с которым создавал картоны для ковров. В сотрудничестве с Джироламо да Карпи Камилло расписывал спальные покои Эрколе II, погибшие при пожаре замка в 1554. Есть сходство петербургской картины с многофигурными, перегруженными композициями Маццолино. Атрибуция Камилло Филиппи основана на сопоставлении эрмитажной работы с «Поклонением волхов» (Музей Ашмола, Оксфорд; дерево, масло. 67,5 × 41), автором которого при поступлении картины в музей считался Баттиста Досси. Потом оксфордскую картину приписали Джироламо да Карпи, а позже включили в музейный каталог с атрибуцией Камилло Филиппи, отметив сильное влияние Баттисты Досси, и отнесли к числу ранних произведений Филиппи (см.: Lloyd 1977. Р. 59–60). Прототипом для картины Музея Ашмола послужило «Поклонение волхвов» из Галереи резиденции в Зальцбурге. Эрмитажная композиция стилистически очень близка к картине из Оксфорда: в обоих случаях тот же женский тип, то же положение рук. Характерны сильно круглящиеся мужские спины. Фигура св. Иосифа повторяет фигуру старика, помещенного крайним справа на доске из Музея Ашмола. Два пастуха слева в сцене «Поклонения» и двое мужчин справа в эрмитажной композиции одинаково выделены на фоне кустов, сходны также пейзажные фоны. Подобно оксфордской, петербургская картина могла быть создана в ранний период деятельности Камилло Филиппо.