Искусство. Национальные школы живописи.
Среда, 30.10.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИРегистрацияВход
Меню сайта

 

Сам термин «Парижская школа» ввел в 1925 художественный критик Андре Варно (André Warnod).

Парижская школа — условное обозначение для нескольких поколений интернационального сообщества художников, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Часто их подразделяют на представителей трех периодов:
1900—1920-е (обитатели квартала Монпарнас — Пикассо, Шагал, Модильяни, Паскин, Сутин),
межвоенное двадцатилетие (Ланской, Поляков, представители абстрактного искусства),
война и послевоенные годы, начиная с направленной против фашистского режима Виши выставки «Двадцать молодых художников французской традиции», организованной в 1941 Жаном Базеном (Манесье, Эстев и др.), до 1960-х годов.
Мастеров двух последних периодов иногда называют «Новой Парижской школой».

Художники парижской школы

Этьенн Айду
Ханс Арп
Александр Архипенко
Жан Базен
Роже Бисьер
Мария Бланшар
Морис Буатель
Бернар Бюффе
Мария Элена Виейра да Силва
Жак Вийон/Jacques Villon (1875—1963)
Леон Гиша
Хулио Гонсалес
Леопольд Готтлиб
Эрмина Давид
Робер Делоне
Соня Делоне
Жан Дюбюффе
Рауль Дюфи
Эугениуш Зак/Eugeniusz Zak (1884—1926)
Рене Ише
Жан Карзу
Михаил Кикоин
Джорджо де Кирико
Моисей Кислинг
Антони Клаве
Пинхус Кремень
Андре Ланской/André Lanskoy (1902—1976)
Шарль Лапик/ Charles Lapicque (1898—1988)
Жак Липшиц
Бальтасар Лобо
Мари Лорансен/ Marie Laurencin (1883—1956)
Андре Лот
Мане-Кац
Альфред Манесье
Маревна
Луи Маркуси
Жорж Матье
Абрам Минчин
Пит Мондриан
Хуана Мюллер
Нюренберг, Амшей Маркович
Александр Орлов
Вера Пагава
Жюль Паскин
Серж Поляков
Марио Прассинос
Вера Рохлина
Арпад Сенеш/Arpad Szenes (1897—1985)
Марк Стерлинг
Пьер Сулаж
Леопольд Сюрваж
Лайош Тихань
Цугухару Фужита
Ханс Хартунг
Цзао Ву Ки
Марк Шагал
Морис Эстев
Рауль Юбак

Именно Париж помог каждому из них обрести творческое лицо.
Постоянное общение художников, разногласия и в то же время взаимная поддержка создавали уникальные условия творческого соревнования. Здесь переплетались биографии, возникали многочисленные новые течения. Художественная информация распространялась стремительно, и можно понять, почему ситуация в искусстве менялась подчас в течение месяцев.
Творчество голландца Пита Мондриана, мексиканца Диего Риверы, румына Константина Брынкуши (Бранкузи), испанца Хуана Гриса, выходцев из России Осипа Цадкина, Хаима Сутина и Марка Шагала, итальянца Амедео Модильяни и многих других представителей парижской школы составляет золотые страницы истории искусства.
Амедео Модильяни (1884—1920) родился в Ливорно, учился живописи в профессиональных мастерских Флоренции и Венеции. В Париже, куда Модильяни прибыл в 1906 г., помимо картин он создал серию изящно стилизованных каменных голов, очень похожих на идолов с острова Пасхи. Только отсутствие средств заставило мастера отказаться от скульптуры — материалы были дороги. Одним из самых плодотворных периодов своего творчества Модильяни обязан дружбе со скульптором Брынкуши; исследователи до сих пор не пришли к однозначному выводу, кто из них на кого повлиял.
В 10-х гг. Модильяни, так и не примкнув ни к одному из существовавших направлений, обрёл собственный стиль. Рисунок в его полотнах главенствует над цветом: изысканные фигуры обрисованы гибкой непрерывной линией, способной выявить и подчеркнуть объём формы. Модильяни писал и рисовал главным образом портреты и обнажённую натуру. На его картинах шеи натурщиц превращаются в лебединые, лица — в вытянутые овалы, головы грациозно склоняются. А глаза он обычно оставлял без зрачков. И при столь явном схематизме, условности изображений, все они, по утверждению современников, обладали безусловным сходством с моделями. Герои портретов Модильяни, стоящие или сидящие неподвижно, словно на старых фотографиях, часто показаны в углах помещений и производят впечатление неприкаянности, хрупкости и беззащитности перед окружающим миром.
Как это ни горько, спрос на картины Модильяни возник после трагической ранней смерти мастера и самоубийства вслед за тем его юной жены (работы начали скупать уже в день похорон художника). Эти печальные события, а главное само творчество Модильяни, сотворили из его имени легенду.
В судьбе Хаима Сутина (1893— 1943), приехавшего в Париж в 1913 г., важную роль сыграли встреча и дружба с Модильяни, который помог на первых порах эмигранту из России. Сутин, сын бедного штопальщика из белорусского местечка Смиловичи, очевидец еврейских погромов, очень похож на героев своих картин — бесправных, нищих и одиноких.
На картине «Пирожник в голубом колпаке» (1922—1923 гг.) изображён мальчик с огромными торчащими ушами. У него вытянутое серьёзное личико, тоскливые глаза и покорно сложенные ручки. «Рабочая одежда» — белый халат и высокий колпак — явно велика ему. Угловатость маленького кондитера ещё больше подчёркивается выразительностью палитры — великолепными переливами белого с голубыми тенями в складках ткани. Но она в то же время окутывает его магическим ореолом симпатии и тёплого сострадания.
С яростной энергией художник накладывает длинные взвихрённые мазки, запечатлевая на холсте кровавую тушу, подвешенную в лавке мясника («Туша быка», 1924 г.). Этот страстный напор, равного которому нет в современной живописи, и насыщенные краски — красная, чёрная, белая, жёлтая — рождают ощущение казни, тревоги, насилия, жестокости.
Однажды Сутина спросили: «В вашей жизни были какие-то несчастья?». «Как вам это могло прийти в голову? — удивился он. — Я всю жизнь был счастливым человеком». Зная полную лишений судьбу художника, всё же приходится согласиться с такой парадоксальной самооценкой. Ведь жизнь его была всегда наполнена творческим смыслом.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024