Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 13:10
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная леон бакстРегистрацияВход
Меню сайта

 

ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ БАКСТ

Серия монументальных полотен Бакста на тему «Спящей красавицы» представлена обособленно в зале-ротонде и имеет особый статус. Она находится здесь «на хранении на неопределенное время» и принадлежит семейному благотворительному фонду во главе с лордом Джакобом Ротшильдом, кузеном Джеймса де Ротшильда.

Панно I. Проклятие Злой феи.1922 г.

Холст, масло.

Размеры:212,6-84,4 см

Коллекция Ротшильдов.

Эти монументальные произведения, редкие в творчестве художника, прославившегося как сценограф Русских сезонов в Париже, посвящены сюжету сказки Шарля Перро, но героями здесь выступают родственники и друзья заказчиков, супружеской четы из рода Ротшильдов. Это портретная галерея высшего света Европы, здесь есть политики, дипломаты, банкиры, коллекционеры.

Панно II. Обещание Доброй феи.1922 г.

Холст, масло.

Размеры:212,6-142 см.

Коллекция Ротшильдов.

Контроль над тем, как шла работа Бакста, взяли на себя сестра Джеймса Александрина, в замужестве Гольдшмидт (на панно I и IV она изображена как придворная дама) и невестка Джеймса — жена его брата Мориса, Ноэми де Ротшильд (она позировала для образа принцессы). Ноэми сообщала Джеймсу в письмах о завершении работы над тем или иным холстом. Узнавала о планах Бакста и в шутливой форме санкционировала его отъезд, но тут же информировала зятя, что работа приостановлена. В письмах Александрины брату сохранились ценные свидетельства о методе работы Бакста над панно: «Он изображает одежды вначале плоско, они свисают с плеч персонажей как раскатанные куски тканей, а потом он как скульптор лепит из этих плоскостей форму». Александрина посылала Джеймсу в Лондон зарисовки разных стадий работы Бакста над полотнами.

Панно III. Принцесса у веретена.1922 г.

Холст, масло.

Размеры:213-143 см.

Коллекция Ротшильдов

«Главный в жизни» и единственный заказ Бакста на монументальную живопись никак не ограничивал его в поисках сюжета. Выбор был за художником. Выбор сказки Перро «Спящая красавица» на первый взгляд кажется странным. В «команде» мирискусников, сложившейся вокруг С.П. Дягилева, существовало разделение: все европейские сюжеты принадлежали западнику А.Н. Бенуа, все восточные — Л.С. Баксту. Однако, оказывается, «Спящая красавица» сыграла особую роль в творческой судьбе Бакста. Правда, не сама сказка, а претворение ее сюжета в балете П.И. Чайковского. Сувенирная программа к дягилевской постановке «Спящей» в Лондоне в ноябре 1921 года в оформлении Бакста содержит не только воспроизведение пышных костюмов, разработанных Бакстом, но и текст Бакста «Чайковский и русский балет». В текстах Баксту тоже свойственны чрезмерность, тяга к пышности и преувеличению. Он рассказывает о своем присутствии на генеральной репетиции «Спящей красавицы» в Мариинском театре 15 января 1890 года в присутствии композитора и о своем, скорее всего мифическом, знакомстве с ним. Магия спектакля была так сильна, что, как пишет Бакст, «в этот вечер мое призвание было определено раз и навсегда».

Панно IV. Король молит Добрую фею об избавлении 1922 г.

Холст, масло.

Размеры:213-143 см.

Коллекция Ротшильдов.

Отсутствие опыта монументальной живописи чувствуется в этой работе Бакста. Пропорции персонажей отдельных панно плохо согласованы, на панно, где изображена старуха с веретеном, они преувеличены, а в сцене охоты — слишком уменьшены. В полотнах ощутима компилятивность. Кроме цитат из Мантеньи ощутимы и другие влияния. Фрагмент композиции панно IV, где изображена свита придворных рядом с королем, навеян ватиканской фреской Рафаэля «Месса в Больсене». Список заимствований можно продолжить. Но многое мастеру явно удалось, например, портреты, недаром он так настаивал на работе с натуры. Большой удачей можно считать архитектурные пейзажи, так и хочется сказать — декорации. Нет равных Баксту и в передаче фактуры ткани пышных одежд.

Панно V. Спящее царство.1922 г.

Холст, масло.

Размеры:212-171 см.

Коллекция Ротшильдов.

Серия полотен «Спящая красавица» для дома Ротшильдов — важный памятник монументального искусства эпохи ар-деко, довольно редкий в Англии. Недаром для исполнения настенной живописи англичане приглашали художников с континента: Ротшильды — Бакста, Филипп Сассун — Хосе-Мария Серта, коллегу Бакста по дягилевской антрепризе. В Лондоне в 1920-1930-х годах строились новые роскошные гостиницы, в старых интерьеры обновлялись в стиле ар-деко. Баксту не раз приписывали работу в них и в домах частных клиентов. Он вынужден был даже оправдываться. В письме Дороти от 21 февраля 1922 года Бакст просит не принимать близко к сердцу и не верить сообщениям «Вестминстерской газеты» от 18 февраля, что он расписывает гостиные господина Нобла и Филиппа Сассуна. Ему также приписывают росписи отеля «Кларидж». Бакст заверяет своих заказчиков: «Ни для кого в Лондоне я не выполняю никакой работы, кроме вас». Неоднократно Баксту приходилось посылать опровержения в газеты. Настенные росписи были чрезвычайно популярны и распространены в Париже в 1920-1930-х годах. И в Лондоне, и в Париже монументальные росписи этого времени почти не сохранились, что делает монументальную серию Бакста особенно ценной.

Панно VI. Прекрасный принц на охоте.1922 г.

Холст, масло.

Размеры:212-142 см.

Коллекция Ротшильдов.

Настенные панно Бакста выполнили свою функцию — украшать стены, только не в том доме, для которого были созданы. С 1930 по 1991 год они были размещены в новом доме Джеймса и Дороти де Ротшильд в Лондоне на улице Сент-Джеймс-плейс, 23. Оформление зала было строгим, простенки между полотнами были заполнены панелями красного дерева. Ничто не отвлекало от сказки в картинках, только последовательность панно была нарушена, и апофеоз — поцелуй Прекрасного принца, пробуждающий Принцессу от векового сна, — помещался не в конце серии. Но лицезрели эту непоследовательную сказку немногие. Шестьдесят лет эти полотна предназначались для узкого круга лиц. После смерти Дороти де Ротшильд в 1988 году полотна, по завещанию ее мужа, передавались в дар музею Тель-Авива. Но наследник Джеймса и Дороти — лорд Джакоб Ротшильд — выкупил серию Бакста у музея и решил передать ее на хранение в Уодесдон. До 1992 года серия «Спящая красавица» Л.С. Бакста никогда не экспонировалась. Впервые она была представлена публике на временной выставке в музее Тель-Авива в ноябре 1992 — январе 1993 года. С 1993 года она доступна для обозрения в музее «Уодесдон. Коллекция Ротшильдов».

Панно VII. Прекрасный принц пробуждает принцессу поцелуем. 1922 г.

Холст, масло.

Размеры:212,2-84 см.

Коллекция Ротшильдов.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024