АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР
Мадонна с младенцем Около 1505 г.
На обороте- Бегство Лота из Содома и Гоморры.
Дерево, масло.
Размеры: 52,4-42,2 см.
В коллекциях музея с 1952 г. Ранее: собр. барона Тиссена-Борнемисы, Лугано; собр. Сэмюэля Кресса.
Инв.№1952.2.16.a-b
В 1506 году Альбрехт Дюрер писал своему другу Виллибальду Пиркхеймеру: "Джованни Беллини воздал мне высокую хвалу перед несколькими титулованными особами. Он хотел иметь мои картины. Он пришел сам и попросил что-то для него сделать, сказав, что хорошо мне заплатит, и все люди здесь говорят мне, что он очень хороший человек. Поэтому я тоже к нему расположен. Он очень стар, но он лучший из художников". Это письмо, в котором Дюрер отдает дань уважения Джованни Беллини, хорошо известно. Но еще большим комплиментом по адресу венецианского мастера является эта картина, которая по манере столь близка Беллини, что даже когда-то приписывалась ему. В произведениях итальянских художников Дюрер, подобно многим другим немцам, искал идеал абсолютной красоты. Но его Мадонна по самой своей сути остается произведением северного мастера: в окне открывается пейзаж, а в нижних углах помещены гербы, один из которых принадлежит семье Халлеров, выходцев из Нюрнберга, родного города Дюрера. Некоторые историки искусства датируют картину концом XV века, однако в последнее время появилась тенденция датировать ее временем после 1504 года. Причина очень проста и вполне разумна: левая рука Христа, держащая яблоко, почти полностью повторяет жест левой руки Евы на дюреровской гравюре 1507 года с изображением Адама и Евы. Может быть, повторяя этот жест, Дюрер намеренно хотел, чтобы образ Спасителя отсылал к теме Грехопадения?
Портрет клирика.1516 г.
Пергамент на холсте, масло.
Размеры: 41,7-32,7 см.
В коллекциях музея с 1952 г. Ранее: галерея Чернина, Вена; собр. Сэмюэля Кресса
Инв.№1952.2.17
Этот знаменитый портрет из венского собрания графа Чернина подписан монограммой Дюрера и датирован. Хотя персонаж на портрете неизвестен, портрет является прекрасным примером способности Дюрера "показать сердце и ум человека", дать зрителю возможность проникнуть в его душу, понять характер этого некрасивого, но решительного человека, чья энергия буквально выплескивается через светящиеся асимметричные глаза. Это- лицо Реформации. В нем чувствуется тот жгучий фанатизм, который привел Северную Европу к религиозным войнам, оставив ее опустошенной и разоренной.