Истоки новгородской иконописи восходят к XI веку,ее первый расцвет падает на XII-XIII столетия, ее второй и наивысший расцвет захватывает поздний XIV и весь XV век, после чего начинается ее медленное угасание. И хотя в дальнейшем на новгородской почве уще писались отдельные прекрасные иконы, они все же не выдерживают сравнения с тем,что было создано в более ранние времена. После утраты Новгородом своей самостоятельности и своих вольностей исчезают постепенно те предпосылки, которые определяли блестящий расцвет его искусства. Композиции новгородского письма XV века всегда строятся в одной плоскости, декоративно. Сложные композиции делаются иногда в несколько ярусов, но всегда в одном плане, причем строго соблюдается принцип мягких темных и светлых силуэтов. Для них характерна монументальность, величавое спокойствие образов, стремление к лаконизму, даже в повествовательных сюжетах.
Особенности новгородской школы живописи:
простые сюжеты ( нет сложных сюжетов, замысловатой символики Византийских икон).
лаконичность и яркость (чёткий и простой художественный язык, исключительная важность колорита, построенного на ярких локальных тонах)
симметричная композиция (композиция решается на противопоставлении крупных форм и включении в сюжет разнообразных деталей )
сближение с жизнью (практически-хозяйственное отношение к функциям христианских святых. например, часто на иконах изображаются местные святые-покровители скота: Хлор и Лавр присматривают за лошадками, Настасий за овечками и т.п.)