Поклонение волхвов. 1540-е
Дерево, масло.
Размеры: 198-176 см.Основа состоит из шести досок. В нижней части картины живопись утрачена до основы. Низ спилен.
Пост. в 1924 из ГМФ. Ранее: собр. Ауэра в Петербурге.
Инв.№ ГЭ7302
Мф 2: 1–12.
«Поклонение волхвов» поступило в Эрмитаж с атрибуцией «феррарский мастер XVI в.». Имя автора, Пьетро Негрони, было определено Кустодиевой (1983) на основании сходства картины с рядом других произведений художника, в первую очередь с «Поклонением волхвов» (церковь Санта Мария Донна Ромита, Неаполь; подписана и датирована 1541). В обоих случаях использован единый композиционный прием: все фигуры выдвинуты на первый план и расположены параллельно плоскости картины. Мадонна с Младенцем помещена на фоне архитектуры справа; слева, на втором плане, — пейзаж. Одинаковы позы Марии: она сидит, поставив правую ногу на маленький камень и широко расставив колени, с которых крупными складками спадает плащ. Повторяется положение правой руки Мадонны, придерживающей Младенца; между пальцами, частично закрывая их, виднеется белая ткань. Без всяких изменений воспроизведена фигура Христа. Близки образы коленопреклоненных волхвов и св. Иосифа. Художник повторяет такие характерные детали, как скрюченные пальцы, горностаевые воротники, ткани с крупным узором. Поскольку нижняя часть картины обрезана, можно предположить, что один из волхвов на первом плане был изображен в рост, как и на неаполитанской картине. Возможно, внизу имелась подпись, как и в ряде других работ художника. На основании сходства с датированным — 1541 — неаполитанским «Поклонением волхвов» эрмитажное произведение также может быть датировано 1540-ми. Леон де Кастрис (1996) считает такую дату слишком поздней.
|