ПОЛИДОРО да КАРАВАДЖО
Сцена борьбы.
Холст, масло. Гризайль
Размеры: 58,5-75 см.
Пост. в 1886 из Голицынского музея в Москве.
Инв.№ГЭ 2351
Атрибуция традиционная. В собр. С. М. Голицына картина называлась «Гладиаторы». Маркова (2004) отмечает, что динамичная композиция и живописная манера этого произведения типичны для искусства Полидоро.
Венера в кузнице Вулкана.
Холст, масло. Гризайль.
Размеры: 56- 99 см.
Пост. в 1921 из ГМФ; в 1929 передана в «Антиквариат», в 1931 возвращена в музей. Ранее: собр. князя Аргутинского-Долгорукова в Петербурге.
Инв.№ГЭ 6761
Вергилий. Энеида. 8, 370–385.
Картина была внесена в инвентарь Эрмитажа как произведение Полидоро да Караваджо. Относится к числу тех гризайлей, которые мастер создавал в подражание античным рельефам. В Музее изобразительных искусств в Будапеште хранится рельеф Георга Рафаэля Доннера (1693–1741), во всех деталях воспроизводящий композицию эрмитажной картины (инв. № 5379; свинец. 69 × 93). Существование этого рельефа наводит на мысль, что имелась гравюра с этой композиции. Однако не исключено, что рельеф был сделан по картине, которая сама по себе задумана как имитация скульптуры.
ПОЛИДОРО да КАРАВАДЖО ?
Амур и Психея.
Холст, масло. Гризайль.
Размеры: 122,5-240 см.
Инв.№ ГЭ 4571, парная к ГЭ 4572
Апулей. Метаморфозы. V, 4.
Психея и ее сестры.
Холст, масло. Гризайль.
Размеры: 123-234 см.Авторская надставка холста по нижнему краю шириной от 3 до 8 см. Красочный слой смыт до грунта.
Пост. в 1922 из МАХ, куда были подарены в 1832 Николаем I. Ранее: до 1832 — собр. князя Е. Сапеги в Гродно.
Инв.№ГЭ 4572, парная к ГЭ 4571.
Апулей. Метаморфозы. V, 7.
Хотя обе картины традиционно приписывались Полидоро да Караваджо, атрибуция вызывает сомнения. Известны бесспорные работы Полидоро на тему истории Амура и Психеи: шесть досок с играми сатиров, нимф и амуров (Хэмптон Корт, Лондон. 40 × 190 каждая) и «Психея, которую Меркурий представляет богам» (Лувр, Париж; инв. № 135; 104,5 × 160,5). Однако с этими произведениями и по ре- шению образов, и по композиции, и по живописи с подчеркнуто светотеневыми контрастами эрмитажные гризайли, довольно вялые по трактовке форм, имеют мало общего. В Альбертине (Вена) хранится рисунок Полидоро (инв. № 320v; 18,3 × 29,8) с изображением сидящей женщины, протянувшей руку навстречу амуру, несущему сосуд. Поза женщины, положение ног, жест протянутой руки напоминают позу Психеи на эрмитажной картине, но сильно удлиненные пропорции, экспрессия форм отличают рисунок от живописи. Представляется, что обе картины могут быть приписаны Полидоро да Караваджо только предположительно.