РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН
Снятие с креста.Около 1435 г.
Дерево, масло.
Размеры:220-262 см.
Из коллекции Филиппа II; в Прадо с 1939 г.
Инв.№Р02825
Эта картина для ниши алтаря в часовне Богоматери за стенами Лувена, принадлежащая самому крупному братству арбалетчиков этого фламандского города.Совершенная соразмерность композиции, монументальность замысла, напряженная сдержанность лиц -свидетельство зрелости великого нидерландского мастера. Эта сцена, как и другие современные ей алтарные полихромные образы, украшенные резьбой (ретабло),напоминает театральное действо.Фигуры, словно прислоненные к золотой нише, отличаются статуарной пластикой.В небольшом углублении фигуры в натуральную величину, словно скульптуры, занимают почти все пространство.Взаимосвязь жестов и поз порождает ощущение движения и подчеркивает страдания отдельных персонажей.Фигуры Иоанна Богослова и Магдалины, находящиеся на противоположных краях картины, объединяют всю группу, связывая в композиционный узел параллельные и волнистые диагонали тел Христа и Девы Марии. Драматизм евангелического события передан с потрясающей трагической силой и болью.А оплакивание Христа женами- мироносицами ,которые выступают как трагический хор, придает этой религиозной сцене оттенок человеческого страдания.Естественная плавность и мягкость рисунка сложных головных уборов типична для фламандской школы.
Мадонна с Младенцем. Между 1435 и 1438 гг.
Дерево, масло.
Размеры:100-52 см.
В музее с 1931 г.
Инв.№Р02722
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН, мастерская.
Пьета. После 1450 г.
Дерево, масло.
Размеры:47-35 см.
Покупка музея в 1925 г.
Инв.№Р02540
Известны три варианта этой композиции, хранящиеся в различных музеях.Здесь действие сведено к самому существенному, и в сцене участвуют только святой Иоанн и Дева Мария, оплакивающие уже безжизненное тело Христа.От этой трагической святой группы скалой отделено изображение донатора( заказчика произведения).То, с каким отчаянием Дева Мария обнимает бездыханное тело Сына Божьего, подчеркивает глубокую человечность и трагическую выразительность сцены, отличающейся глубокой эмоциональностью и сопереживанием Художнику удалось передать нюансировку сдержанно благородных чувств персонажей.Фоном является голубое, в облаках небо и далекий, изменчивый пейзаж на горизонте.Именно в этом сказалось влияние итальянской живописи, которую художник изучал во время своей поездки в Италию в 1450г. Однако в картине ощущается преобладание изобразительного языка фламандской школы, прежде всего это нашло отражение в композиции, в пластической разработке форм и в выспренности стереометрических драпировок одеяний,перекликающихся с приемами передачи трупного окоченения тела, снятого с креста. Рогир ван дер Вейден был одним из наиболее влиятельных и признанных портретистов первой половины ХV в.Это подтверждает и портрет заказчика(донатора),которого удалось идентифицировать благодаря рисунку в Британском музее в Лондоне.Им оказался один из членов семьи Броерс из города Малина.
РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН, последователь.
Распятие.
Дерево,масло.
Размеры: 47-31 см.
Из королевских собраний.