Искусство. Национальные школы живописи.
Пятница, 22.11.2024, 22:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная праздникиРегистрацияВход
Меню сайта

 

СТРОГАНОВСКАЯ

Благовещение, с Акафистом в 26 клеймах.1570-е

Доска липовая, из пяти частей; две встречные врезные шпонки; ков­чег, паволока, левкас меловой, яич­ная темпера.

Размеры: 200 - 157 - 3 см.

Надписи: на обороте, сажей, за­ключена в круг, обведенный ши­рокой красной полосой: «СИЙ О Б­ РАЗ БЛАГОВЕЩ ЕНИЯ ПРЧСТЫЕ БОГОРОДИЦЫ , А ОКОЛО ПИСА­ НЫ КОНДАКИ И ИКОСЫ , А ВЕН­ ЦЫ И КОРУ НА У НРЧТЫЕ И ЦАТЫ С ТРЯПКАМИ И СЕРЕДИНА У БЛГОВЕЩ ЕНИЯ ПРЕЧИСТЫЯ БДЦЫ ОБЛОЖ ЕНО ЧЕКАНОМ С КАМ Е И БЕМ И З ЖЕМЪЧЮГА, А О Г ЛАВИЕ И ОЖ ЕРЕЛЬЕ У ПРЕЧИС­ ТЫЕ БДЦЫ 3 Ж ЕМЧЮ ГОМ САЖЕ­НО С КАМЕНЕЕМ, А ПОДНИЗЬЗЕРЕНА Ж ЕM E Ч Ю ЖЪНЫЕ ИА СИНЯХ И РЯСЫ Ж Е М ЕЧ Ю ЖЪ­ НЫЕ, А КОНДАКИ И ИКОСЫ И ПОЛЯ БАСМОЮ ОБЛОЖЕНЫ, А ВЕНЦЫ У КО НЕДА К О В И У ИКО СОВ СКАННЫЕ, А ПОСТАВЛЕНИЕ ТОТ ОБРАЗ У СОЛИ У ВЫ ЧЕГОЦКИЕ НА ПОСАДЕ В СОБОРНУЮ В КАМЕННУЮ В ЦРКО БЛАГОВЕЩ Е­ НИЯ ПРЧСТЫЕ БДЦЫ МАКСИМА ЯКОВЛЕВИЧА СТРОГАНОВА».

Происхождение: из местного ряда иконостаса сольвычегодского Бла­говещенского собора (2-я справа от Царских врат). Поставление Максима Яковлевича Строганова. От­правлена из Сольвычегодска ЦГРМ в 1932 г.

Инв.№ 29558

Литургия («Да молчит всякая плоть человеча»).Первая половина XVII в.

Дерево, темпера.

Размеры: 21 - 16.5 см.

Инв.№14855

Икона иллюстрирует песнопение «Да молчит всякая плоть», входящее в чин литургии Василия Великого. Оно является пространным вариантом гимна «Иже херувимы» и исполняется вместо «Иже херувимы» единственный раз в году, в Великую субботу, накануне Пасхи, когда совершается поклонение плащанице: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...» Слова эти, призывающие всех верующих к духовному сосредоточению, чтобы увидеть мысленными очами суть происходящего таинства, возглашаются перед Великим входом, который изображает, как невидимый Царь всех, Христос — Божественная Премудрость, грядет, чтобы принести себя в жертву.

В средней зоне иконы, на фоне внутреннего пространства храма, изображен Великий вход. Во время Великого входа святые дары, приготовленные в жертвеннике, выносятся из алтаря на середину храма. Перед ними несут горящие светильники. Священник и дьякон, несущие святые дары, став посреди предстоящих, громко умоляют Христа обо всем человечестве. Затем святые дары переносятся на престол в алтаре. Поскольку Великий вход символизирует погребение Христа, священник произносит надгробные стихи. За Входом начинается следующая часть богослужения — возносятся молитвы, предшествующие Евхаристии.

Дьяконы и святители, идущие в шествии слева направо, несут подсвечник с горящей свечой, кадило, святые дары и покров — воздух. Богослужебные предметы, представленные на иконе, имеют символический смысл. Их предназначение — напоминать о земном пути Христа, который вновь переживается во время совершения литургии. На голове у святителя в красной фелони и золотой епитрахили — огромный дискос (литургическое блюдо), символизирующий ясли Бога Сына и тот одр, на который он был положен после снятия с креста. На дискосе под звездицей возлежит младенец Христос. Звездица, состоящая из двух крестообразно соединенных дуг, изображает рождественскую звезду, которая привела волхвов к яслям Бога Сына в Вифлееме. Чуть выше изображен Святой Дух в виде голубя. За спиной у святителя с дискосом юноша в священнических одеждах — в белой фелони и золотой епитрахили. В руках, поднятых над головой, он несет красный воздух — покров для святых даров, символизирующий камень, положенный на гроб Христа. Его возлагают на святые дары после их перенесения на престол.

Над первым в процессии дьяконом с подсвечником в руках изображен ангел с шестью красно-оранжевыми крыльями, как у серафима. Это символ одного из девяти ангельских чинов. Он парит на золотом фоне, указывая раскрытой ладонью на разворачивающееся перед ним шествие ангельских сил в верхней части сцены.

Слева, в верхнем углу иконы, изображен сегмент неба с полуфигурой благословляющего Господа Саваофа — Творца вселенной в восьмиугольном нимбе. Шествие со святыми дарами направляется к престолу в алтаре храма, на котором лежит покров с Евангелием на нем. У престола под киворием (надпрестольной сенью) представлены творцы литургии — Иоанн Златоуст и Василий Великий, а также Григорий Богослов, развивавший вместе с ними учение о Троице и спасении мира.

Ниже, во внутреннем пространстве храма, изображены в два ряда лики святых и представители человеческого рода. Они поминаются на литургии дважды. Первый раз — в процессе приготовления святых даров на Проскомидии, в начале богослужения, когда из просфор вынимаются частицы за святых, живых и мертвых. Второй раз Церковь возносит благодарственные молитвы святым и произносит прошения за живых и мертвых после освящения даров Святым Духом во время Евхаристии, в заключительной части литургии.

Первый ярус, состоящий из святых, расположенных двумя симметричными группами, находится под процессией со святыми дарами. Предстоящих слева возглавляет Иоанн Предтеча. За ним виден седовласый пророк Илья. Далее расположены первосвященник Аарон и ветхозаветные цари в золотых коронах — Давид и Соломон. Рядом с ними находятся преподобные. Чуть выше — полуфигура полуобнаженного человека, держащего крест. Это «добрый разбойник» Pax, исповедавший Христа на кресте. Он упоминается в молитвах священника, произносимых при помещении святых даров на престол.

Справа во главе группы предстоящих изображены апостолы. Первым представлен Петр. Рядом расположены святые воины в одеждах мучеников — Георгий в ярко-красном плаще и Дмитрий Солунский в зеленоватом гиматии. За ними представлены мученицы, чуть выше которых — преподобная Мария Египетская с непокрытой головой и обнаженными рукой и грудью, поминаемая в пятую неделю Великого поста. Раскаявшиеся в смертных грехах грешники оказываются первыми в Царствии Небесном.

Нижний ряд — с фигурами молящихся представителей человеческого рода. Они разделены на две симметричные группы. Левую возглавляет царь в молитвенной позе, стоящий внутри сени. Его некрупные черты лица и короткая темная борода позволяют предположить, что это царь Михаил Федорович Романов, который вступил на престол в 1613 году, положив начало новой династии, и правил вплоть до своей смерти в 1645 году. Во главе правой группы молящихся — патриарх, представленный внутри сени. Скорее всего, это патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича, занимавший престол с 1619 по 1634 год.

Особая молитва за человеческий род, представители которого изображены в нижнем ярусе сцены, произносится во время Великого входа, когда священники и дьяконы со святыми дарами оказываются посередине храма. В ней упоминаются государь, священство, правительствующий синклит, гражданское и военное начальство и все православные христиане. Произносятся прошения ко Христу, да помянет Он их всех во Царствии своем, пред лицом Отца Небесного.

В соответствии с толкованиями на литургию во время Великого входа все святые под предводительством ангельского воинства предстоят Небесному престолу, прославляя Премудрость Божию — Христа, принесшего искупительную кровную жертву, избавившую мир от смерти. С ним вместе невидимо присутствует вся Троица — Бог Отец, благословляющий происходящее, и Дух Святой, освящающий святые дары.

Литургия («Иже херувимы»).Вторая половина XVII в.

Дерево, темпера.

Размеры: 21 - 16.5 см.

Инв.№14854

На верхнем поле написаны начальные слова «Херувимской песни», поскольку икона иллюстрирует песнопение «Иже [как] херувимы тайно образующе [незримо] и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе...», входящее в чин литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого. По церковному преданию, текст «Иже херувимы» был создан в VI веке. Песнопение это призывает молящихся мысленно покинуть все земное и уподобиться бестелесным херувимам, предстоящим на небесах престолу Господа.

Иконография «Великого входа», начавшая складываться в Византии в XI–XII веках, развивается в монументальной живописи Балкан в XIV веке. Икона из Третьяковской галереи представляет ее расширенный вариант, возникший в русском искусстве в XVI веке.

Изображение на иконе тесно связано с чинопоследованием богослужения, состоящего из Проскомидии — приготовления святых даров, литургии оглашенных, на которой могут присутствовать те, кто не допускается к причастию, и литургии верных. «Херувимская песнь» поется хором и трижды повторяется священником в начале литургии верных, перед Великим входом. При прочтении молитв во время богослужения дьякон многократно произносит слово «Премудрость». Этот возглас обращает мысли верующих к Премудрости Божией — Христу, принесшему искупительную жертву и положившему начало главному таинству Церкви — Евхаристии.

Действие разворачивается на фоне пятиглавого храма. Оно начинается в средней зоне сцены. Слева, в жертвеннике, представлен чин Проскомидии, совершаемой не в земной церкви, но в Царствии Небесном. Вместо священников и дьяконов здесь священнодействуют ангелы, поклоняющиеся святым дарам. Во время Проскомидии вспоминается Боговоплощение Христа, его рождество и страдания на кресте. Дискос — священный золотой сосуд с головой агнца, стоящий на жертвеннике, символизирует ясли Христа и тот одр, на который он был положен после распятия. Красный покров, возлагаемый на сосуд, означает камень, помещенный на гроб Христа. По учению отцов Церкви, обряды литургии представляют собой всю историю земной жизни Бога Сына.

В нижней части иконы изображен Великий вход, во время которого святые дары переносятся из жертвенника на престол в алтаре, где они будут освящены Святым Духом. Это шествие символизирует перенесение тела Господня с Голгофы на место погребения. Из жертвенника святые дары выносятся священником и дьяконом на середину храма, где верующие поклоняются им и молят вместе с клиром Христа, чтобы Он помянул их в Царствии своем пред лицом Отца Небесного, после чего шествие завершается в алтаре.

На иконе представлена процессия, идущая из дверей жертвенника через храм. Ее встречает Христос в образе Великого Архиерея. Он, стоя в Царских вратах, ведущих в алтарь, принимает чашу, накрытую покровом, из рук ангела. В середине шествия — ангелы, несущие ложе, на котором распростерт Иисус, «носимый на престоле херувимском Господь серафимов».

Следующая часть литургии — таинство, совершаемое в алтаре перед причастием, представлено в центре и справа в средней зоне сцены. Это момент после освящения даров Святым Духом и соединения их в одном священном сосуде на престоле. В центре изображен Христос-Первосвященник, явившийся в славе в окружении серафимов. Он благословляет трапезу архиерейским жестом. Ему прислуживают ангелы, отгоняющие рипидами (литургическими опахалами) от святых даров «всякое зло». Они поклоняются престолу — Святая Святых, символизирующему горний престол невидимого Бога, а также то место в Сионе, где Христос с апостолами совершали Тайную вечерю — прообраз Евхаристии. Слева у престола представлены молящиеся греческие отцы Церкви во главе с Иоанном Златоустом, а справа — наиболее почитаемые святые русской Церкви под предводительством митрополита Алексия в белом клобуке.

Справа изображен престол с двумя золотыми чашами. Одну из них держит, почтительно склонившись, ангел. Внутри нее виден младенец Христос. Это потир — сосуд, в котором Премудрость Божия — Бог Сын растворяет вместо вина свою кровь и призывает всех к святой трапезе. Рядом со второй чашей, стоящей на престоле, изображен ангел, опускающий в нее лжицу — ложечку для причастия.

В верхней части сцены — изображение «Новозаветной Троицы» в «славе» (об иконографии см. кат. № 5). Над Саваофом в темно-синем внешнем круге «славы» представлен Престол Уготованный — трон, на котором воссядет Христос, чтобы судить мир во время Второго пришествия. «Славу» Троицы окружает ангельское воинство во главе с архангелом Михаилом. Открытая книга на Престоле Уготованном и трубящие ангелы напоминают о предсказаниях в Апокалипсисе. Два свитка, лежащие на книге, символизируют два завета, заключенные Богом с миром.

Внизу, в правой части сцены, происходящей в храме, на «царском месте» под золотой сенью на четырех колонках изображен в деисусной позе Никита-воин в мученических одеждах, один из патронов семьи Строгановых. Чуть ниже, у правого поля иконы, представлен, вероятно, Никита Григорьевич Строганов, чьим покровителем был Никита-воин. Он с длинной бородой и в темно-синих одеждах. Слева от «царского места» изображены еще два представителя семейства Строгановых. Один из них держит перед собой золотую чашу с дарами. Вероятно, это Семен Аникеевич Строганов, патрон которого — Симеон-столпник — представлен левее, между двумя золотыми колонками. На нем темно-коричневые монашеские облачения. На первом плане перед взрослыми членами семьи заказчиков изображены две группы, каждая из которых состоит из четырех коленопреклоненных фигур. Это юные Строгановы, которые бьют земные поклоны перед Христом.

Мир на иконе предстает перед нами как Храм и Дом Софии Премудрости Божией. Он упорядочен и освящен присутствием Бога Сына, священнодействующего как Великий Архиерей и приносящего себя в жертву, дарующую верным — в данном случае заказчикам из семейства Строгановых — надежду на будущее Царствие Небесное.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024