Scuola Grande di San Rocco Venice
Sala Superiore (1576-1581)
ТИНТОРЕТТО (Якопо Робусти)
Плафон (роспись потолка) верхней залы представляет сцены Ветхого Завета: вот тема Тинторетто.Она вполне отвечает личному характеру художника, и вся сила и величие Книги книг запечатлена на его полотне.Все написано быстро, небрежно, почти набросано. Иные фигуры едва очерчены; вместо платьев- поля краски.Местами рисунок безумно неправилен: на ,,Извлечении воды",например, чудовищная бровь Иеговы почти равна ступне Его ноги.Видно, что художник забывал о технике , о зрителях, даже о самой картине, весь поглощенный своим вдохновением.
Сцены ,,Исхода"-извлечение воды из камня, падающая манна,змей в пустыне -настоящий эпос в картинах.На ,,Медном змее"напряжение достигает крайнего предела -это истинная картина народного бедствия.В зловещей тьме среди обезумевших людей вьются и грызут фантастические чудовища с крыльями; они догоняют бегущих, обвивают ноги, впиваются в тело, и беглецы падают в общую массу;мертвые смешаны с живыми;синие тела корчатся в страшной агонии.Над всем пророк призывает к символу спасения, и, как живой образ правосудия, в открытом небе туча ангелов несет разгневанного Бога. Это грандиозное волнение народной жизни, радость и отчаяние масс. Здесь все в смятении и движении, все охвачено общим порывом. Бегут, толпятся и теснят друг друга.Вместе с людьми- животные, их спутники и друзья.Все рвется к чудотворному источнику, кипучими струями бьющему из скалы.Среди толпы ее вождь и спаситель-живая связь с небом.Вверху, в облаках, раскрывается близкий мир чудесного- ангелы спускаются на помощь избранному народу, в огненных тучах является Иегова.
Его Адам и Ева под запретным древом-истинные первые люди, прародители человечества, -в своем девственном лесу на лоне общей матери-природы, еще неразделенные с нею, с этой дремучей чащей, с ветвистым деревом, под которым сидят.
Пророк Иона, выброшенный китом, фантастическим чудовищем, и внемлющий Богу-настоящий библейский патриарх, ,,пастырь народов"-тот же первозданный человек, могучий и бессознательно смелый.
Таков же Илья в пустыне, где вихрем спускается к нему ширококрылый вестник небес Иезекииль в страшном царстве видений среди восставших скелетов, перед лицом Бога, вещающего смерть.
Невозможно передать ту силу и энергию порыва , с которыми гигнский Моисей устремляется к облачному столбу в пустыне.Его плащ разметнулся в воздухе, с чела льются два длинных луча.Это призыв, движущий толпы, вдохновение вождя и пророка.