МОСКВА
CАЛТАНОВ БОГДАН
Портрет царя Федора Алексеевича. 1686 г.
Дерево, темпера.
Размеры: 244-119 см.
Пост. из Архангельского собора Московского Кремля в 1894 г. Реставратор Г. А. Фролов, 1949 г. Долгое время на основании документов считался произведением Богдана Салтанова (Филимонов 1873). Е.С.Овчинникова приписала его Ивану Безмину, как руководителю живописной мастерской (Овчинникова 1955), эту атрибуцию приняли многие другие авторы. Однако текст документа недвусмысленно говорит, что написание портрета было поручено Богдану Салтанову (см. Комашко 2002).
Инв. 29175, ИVIII 3760.
В 1685 г. царевна Софья заказала Ивану Салтанову написать надгробный портрет Федора Алексеевича «на деревянной дцке». Авторство основано на сведениях о заказе, опубликованных А.И. Успенским. Е.С. Овчинникова предположила авторство И.Безмина. Кажется вполне убедительным и предположение Н.И. Комашко, что работы соавторов И.Салтанова связаны с созданием картушей с текстами: пространные надписи, прославляющие царство царя Федора, были актуальными в связи с заключением Вечного мира (1686) и могли быть написаны через год , уже на готовом портрете. Обработка доски и первоначальное наложение слоя левкаса соответствует иконописной традиции Оружейной палаты. Личное написано тончайшим полупрозрачным слоем светлой телесной краски, состоящей из нескольких пигментов. Основной пигмент - белила с добавками красного гематита, малинового лака, примесью охры, мелкого азурита и редких частиц угля. В тенях этот слой более темный за счет введения частиц угля, связующее - темпера. Сверху живопись покрыта тончайшим слоем красно-малинового лака (лучше сохранился на руках). Завершающий слой стратиграфии живописи - покрывной лак. Живопись выполнялась по теплой красноватой подготовке очень мелкими сплавленными мазками, с мягкими переходами от света к тени. В парсуне Федора Алексеевича тончайший слой живописи лица написан темперой, но кристаллическая основа подложки и верхний лессировочный слой красноватого лака создают поверхность, близкую живописной. Исследование стратиграфии живописи облачения в парсуне Федора Алексеевича также свидетельствует о приемах, широко используемых художниками западно-европейских школ: в изображении зеленого камня опуши одеяния царя, на нижнем слое, содержащем глауконит (темно-зеленый пигмент) в разбеле - лессировка выполнена ультрамарином с желтым лаком. Кроме того, сам пигмент лежит на тонком слое сусального золота, что усиливает эффект сияния. Комбинации сочетаний цветных лаков с пигментами и металлизированными (золотыми и серебряными) подложками, отличались бесконечным разнообразием и у живописцев и у мастеров-иконописцев. Техническое исследование памятников религиозной живописи последней трети XVII в. подтверждает наличие единой системы художественного построения, характерное использование смешанной техники и масляных лаков.