ДЖОРДЖО ВАЗАРИ
Триумф Вакха. Конец 1560 - начало 1570-х годов.
Дерево, масло.
Размеры:171-137 см. На обороте картины стоит фирменный знак мастерской, изготовившей древесную основу для живописи. Три тополёвых доски соединены так мастерски, что места стыков совсем не заметны для зрителя. Качество основы и великолепное владение технологическими секретами живописи сделали картину прочной. Возраст произведения, 450 лет, не отразился на его прекрасной живописи.
Издавна она принадлежала семейству флорентийских банкиров, торговцев, меценатов и коллекционеров — Джерини, по их заказам работали лучшие художники Италии. С 1820 по 1836 семейное собрание, включавшее 328 картин, распродавалось на аукционах Европы. Картина «Триумф Вакха» была приобретена для Императорского Эрмитажа во Флоренции у художника Августа Рибле в 1860 году. Перед открытием Радищевского музея в Саратове его основатель, Алексей Петрович Боголюбов обратился к императору Александру III с просьбой о поддержке. Тогда в запасниках императорского Эрмитажа было отобрано для Саратова около 30 картин старых мастеров. Среди них был и «Триумф Вакха».
Картину «Триумф Вакха», можно считать эталонной для маньеризма и для художественного метода Вазари. Козимо Медичи увлекался античностью и, возможно, картина была написана по его заказу. Обращаясь к популярной теме вакханалии, художник должен был решить её в новом вкусе, позаботиться о благородстве и изяществе стиля. Прежде всего, Вазари исключает естественный природный фон празднества, которое совершалось в начале осени, в пору созревания молодого вина и символизировало, пусть краткое, освобождение человека от тяжести повседневных трудов. Считается, что замысел картины был придуман поэтом Аннибале Каро. Подготовительные рисунки для этой композиции хранятся в музее Лувра ( Париж) и Уффици (Флоренция). Необычен образ Вакха. Языческий бог, вдохновляющий празднество, изображён утомлённым, с поникшей усталой головой. Совсем не похожи на неистовые вакхические пляски изящные движения танцующих девушек. Грациозность признавалась современниками художника за абсолютное качество красоты. Произведение Вазари увлекает декоративным и техническим совершенством и мало кто подозревает наличие в нём серьёзного замысла. Но ведь не просто узор из человеческих фигур представляет мастер-виртуоз. Что же хотел сказать художник своему зрителю? Фигура Вакха делит изображение на две части. Слева — юные вакханки и маленький сатир с чашей вина. Они прославляют Вакха. По другую сторону - толстый пьяница Силен, пьющий вино из большого кувшина. Под уздцы он держит своего неизменного спутника, осла, символизирующего низменное начало. Вазари усиливает эту тему, помещая рядом с Вакхом ещё и огрубевшую старую вакханку. Этот персонаж редко встречается и нам долго пришлось разгадывать, кто скрывается за этой мужеподобной внешностью? В одной руке её — виноградная гроздь, другая рука касается ослиного уха. Замысел Вазари можно истолковать так: если в молодости естественно вакхическое веселье, то в старости безрассудное пристрастие к вину и утехам плоти являются падением для человека. Не случайно, Силен располагается прямо на земле, под ногами Вакха. Картина написана по белому грунту, поверх которого художник проложил ещё один тонкий и прозрачный розовый слой имприматуры. Этот слой, незаметно для зрителя, влияет на красочную палитру художника, обогащает её и придаёт всем краскам холодноватый тон.