Искусство. Национальные школы живописи.
Воскресенье, 19.01.2020, 02:49
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная себастьян бурдонРегистрацияВход
Меню сайта

 

400 лет

СЕБАСТЬЯН БУРДОН (1616-1671) SEBASTIEN BOURDON

Карс, Лоран. Портрет Себастьяна Бурдона.1733 г. Гравюра резцом. Государственный Эрмитаж. Инв.№ОГ378739

Бурдон,Себастьян -Bourdon Sebastien. Родился в 1616г. в Монпелье, ум.в 1671 в Париже. Живописец и гравер. Учился у Ж.Бартелеми. Работал в Париже, а также в Италии (1634-1637) и Швеции (1652-1654). С 1648г.- член Парижской Академии, затем профессор и ректор. Писал картины на мифологич. и религ. сюжеты, портреты, пейзажи, батальные и бытовые сцены. Сын Марена Бурдона, мастера живописи и витражей, Себастьян был воспитан в духе протестантизма. Уже в юном возрасте он покидает семью и приезжает в Париж, где поступает в мастерскую художника Бертелеми. В 14 лет Бурдон покидает столицу; согласно старым биографам художника, он исполнил фрески на своде в замке близ Бордо. Затем он поступает на военную службу в Тулузе, где капитан, заметив его равнодушное отношение к службе и узнав, что он художник, освободил его от воинской повинности и, возможно, предложил Бурдону путешествие в Италию. Около 1634 Бурдон приезжает в Рим, где в то время живут мастера, оказавшие огромное влияние на его творчество (Питер ван Лар, Пуссен, Клод Лоррен, Кастильоне, Сакки). Вскоре Бурдон приобретает известность, талантливо подражая своим учителям. Наряду с этими подражаниями Бурдон работает и в своей собственной манере. В таких картинах, как -Лагерь (Оберлин, Мемориальный музей Аллен) и -Печь для обжига извести (Мюнхен, Старая пинакотека), обнаруживаются мотивы, близкие ,,бамбоччанти", однако их отличает научное построение композиции, взаимосвязь планов и особенно рафинированный светлый колорит. Меньше известны его исторические картины римского периода. После ссоры с неким французом, грозившим донести о кальвинистском вероисповедании художника, Бурдон в 1637 вынужден вернуться во Францию в сопровождении финансиста Эсселена, чье покровительство облегчило отъезд из Рима. Некоторое время Бурдон проводит в Венеции. Влияние венецианских художников определило его искусство по возвращении в Париж (-Поклонение волхвов, Потсдам, Сан-Суси; -Смерть Дидоны,Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), в котором появился новый поэтический дух, новая концепция пространства, использование более ярких тонов на первом плане и освещенный дальний план, извилистые ритмы, противостоящие жестким линиям архитектуры. Те же черты присущи гравюрам того времени (-Крещение евнуха, -Благовестие пастухам, -Встреча Марии и Елизаветы). В Париже Эсселен представляет художника Си-мону Вуз.Так же как и в Риме, Бурдон работает в жанре ,,бамбоччанти", но его стиль меняется. В картине -Нищие (Париж, Лувр) и в реалистических гравюрах того времени одежда персонажей и готическая архитектура трактованы совершенно иначе. Здесь появляется тонкая чувствительность и исчезает карикатурный элемент, колорит строится на сочетании серых и голубых тонов, оживленных несколькими красными пятнами, освещение становится более утонченным. Все это позволяет говорить о том, что Бурдон извлек из римских уроков формулу <бамбоччанти a la francaise>. Некоторые черты словно заимствованы у братьев Ленен: их первая датированная картина относится к 1641, но ей, конечно, предшествовали другие, которые вполне могли оказать влияние на Бурдона. В 1642-1643 в произведениях художника появляются элементы, вдохновленные северной живописью (-Привал бродяг и солдат, Париж, Лувр; -Сцена в военном лагере, Кассель, музей; -Игроки в трик-трак, Алжир, музей; -Курильщик, Хартфорд, Уодсворт Атенеум). Картина -В хижине (Париж, Лувр) очень напоминает произведения Калфа, который около 1642-1646 работал в Париже. Поворотным годом в творческой карьере Бурдона был 1643, когда художник исполнил (<1е May>) картину для собора Парижской Богоматери - Мученичество св. Петра, самое барочное среди всех его произведений: торжество наклонных линий, спрессованность планов, подвижные эффекты светотени. Все это абсолютно противоположно искусству Пуссена, находившемуся в Париж в 1640-1642. Однако около 1645 в творчестве Бурдона появляются многочисленные отголоски пуссеновского классицизма: светлый колорит, строгая геометрия -Св. Семейство ( Зальцбург, музей); -Избиение младенцев,( Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); в последней картине изображены даже некоторые детали, заимствованные из композиции Пуссена на тот же сюжет, Шан-тийи, музей Конде. В 1648 Бурдон оказывается в числе создателей Академии; глубокое влияние академизма чувствуется в картине -Мученичество св. Андрея (Тулуза, музей), близкой работам Лебрена. Но, несмотря на эти влияния Бурдон, утверждает свое собственное искусство, с мягкими, подвижными формами, переданными в светлых, голубовато-серых тонах с красными вкраплениями, с тонкой проработкой воздушной среды. В 1652 королева Кристина Шведская приглашает Бурдона в Стокгольм. Он сразу соглашается: Фронда потрясла Францию, и художники остались без заказов. Став первым художником королевы, он пишет множество ее портретов, самый знаменитый из которых показывает ее верхом на лошади (Мадрид, Прадо).Кроме того, Бурдон пишет портреты шведских придворных -Карл Х Густав, (Стокгольм, Нац. музей); -Офицер, (Монпелье, музей). В этих портретах художник сочетает психологизм и официальную пышность, соответствующую заказу. Значение, придаваемое ломким драпировкам и контрастам белого, будет унаследовано Риго и Лар-жильером. В 1654 Бурдон возвращается в Париж и в следующем году становится директором Академии. Старосты ц. СенЖерве, заказавшие Э. Лесюеру серию портретов для шпалер, после смерти художника передали Бурдону заказ на картину с изображением -Казни св. Проте (Аррас, музей). В 1656- 1657 он совершает путешествие в свой родной город, где ему заказывают картину для собора и где он пишет композицию -Семь дел милосердия (Сарасота, музей Ринлинг; известны по офортам самого Бурдона). Господин де Бретонвилье поручает Бурдону исполнить декорации в его отеле (1657- 1663), утраченные в 1840 и известные по гравюрам Фрике де Вороза, рисункам Мишеля Корнеля и самого Бурдона. В конце жизни Бурдон создает живописные или гравированные пейзажи, в которые он теперь помещает библейские сцены, в чем проявилось влияние Доми-никино. Виртуозный и плодовитый рисовальщик, Бурдон пишет сангиной и лависом пейзажи и исторические сцены, хорошо структурированные, мягкие и элегантные.

Работы художника

XI(68)

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2020
Сделать бесплатный сайт с uCoz