Как и его предшественники, Филипп II (годы правления 1556-1598) отдавал предпочтение живописи фламандских и итальянских мастеров, особенно покровительствуя венецианской. За годы своего правления он приобрел очень мало «испанских» работ, и число испанских художников, которые находились под патронажем испанской короны, было совсем незначительным, поскольку этой чести удостаивались лишь те живописцы, чья гибкость позволяла им подстраиваться под запросы сурового монарха. Одним из таких художников был Хуан Фернандес де Наваррете по прозвищу «эль-Мудо» (Немой), поскольку, потеряв слух в возрасте трех лет, он так и не научился говорить. Именно этому художнику Филипп II поручил написание изобразительной программы, состоящей из ряда картин, для Эскориальского дворца. Перед составителем изобразительной программы ставилась задача перенести на холст контрреформаторские идеи монарха. Однако автору так и не удалось закончить написание этого цикла картин в связи с преждевременной смертью, эту работу закончили за него впоследствии итальянские мастера. Еще одним испанским художником, работавшем при дворе Филиппа II и сумевшим заслужить благосклонность короля, был Алонсо Санчес Коэльо. Филипп II продолжил традицию своего отца, императора Карла V (годы правления 1519-1556), заказывая портреты у таких мастеров, как Тициан и Антонис Мор ван Дасхорст. Коэльо, будучи учеником Моро, выработал канон испанского придворного портрета. Коэльо шел по стопам своего фламандского учителя, заимствуя у него некоторые формальные приемы, в частности, неприкрашенную трактовку лица представителей династии Габсбургов, умело сочетая их с элементами живописи Тициана и флорентийских художников- портретистов. После смерти Коэльо, в 1588 году, его пост придворного художника унаследовал его ученик Хуан Пантоха де ла Круус, который стал главным портретистом периода конца правления Филиппа II и первые пять лет царствования монарха Филиппа III (годы правления 1598-1621), еще более формализуя выработанный до него канон испанского придворного портрета.
Художники