Искусство. Национальные школы живописи.
Суббота, 20.04.2024, 02:03
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная спасительРегистрацияВход
Меню сайта

 

музей русской иконы

КАРГОПОЛЬ

Спас Вседержитель, со святителем Николаем и Ильей Пророком.1590-е

Дерево (еловой породы), две доски, две врезные встречные шпонки, ковчег, паволока (частичная?), левкас, темпера, серебро.

Размеры:80,7 - 60,6 - 3,3 см.

Со слов первого владельца, происходит из Каргопольского района. Находилась в собрании В. М. Момота, купившего икону в 2007 г. в Рыбинске. Приобретена для музея в 2008 г.

Инв. № ЧМ-446.

Своеобразное художественное решение иконы и ее живописные особенности – жидкие краски, неброский и сдержанный колорит, ограниченный всего несколькими пигментами (приглушенными синими, красными и желтыми цветами, среди которых преобладают охры и земли), широкое использование серебра, простой и лаконичный рисунок –красноречиво свидетельствуют о ее северном происхождении. Характерное и узнаваемое личнóе письмо и типологические особенности образа присущи широкому кругу икон конца XVI – начала XVII в., написанных местными мастерами Каргополья. Близко поставленные и расширенные глаза, огромные зрачки которых придают ликам гипертрофированно застывшее выражение, тонкой галочкой написанные высокие брови, своеобразный рисунок носа с широкими ноздрями, узкий, киноварной линией намеченный рот, а также активно используемые в личнóм письме красные описи встречаются в иконах деисусного чина второй половины XVI в. из Никольской церкви села Волосово Каргопольского района Архангельской области (АОМИИ), пророческого чина конца XVI в. из Васильевской церкви деревни Быстрокурье Холмогорского района (АОМИИ). Скорописная манера ликов приписных святых также весьма выразительна и схожа с изображениями клейм житийных каргопольских икон. Своеобразная и архаичная пластика лика, а также светло-желтая моделировка, акцентирующая рельеф осветленных частей, явно имитируют живописные приемы древнего памятника, служившего образцом иконописцу. Сохранение благородства и величественной монументальности образа позволяет датировать памятник концом XVI в.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024