Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 14:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная андреа саккиРегистрацияВход
Меню сайта

 

АНДРЕА САККИ

Торжество Мудрости.

Холст, масло.

Размеры:83-105,5 см.

Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. кардинала А. Д. Ришелье в Париже (?); собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв.№ГЭ 132

Книга Премудрости Соломона. 6: 21– 22.

Картина связана со знаменитой росписью плафона, созданной Сакки в начале 1630-х по заказу кардинала Антонио Барберини в его дворце в Риме. Содержание сложной аллегории подробно изложено в книге Поссе (1925. S. 38–39), в статье Инчиза делла Рокетта (1924. P. 60–76) и статье Лехнера (1976. P. 97–108). Основная идея произведения — Божественная Мудрость как первопричина всех добродетелей — соответствует словам из Библии: «Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки». Символика и атрибуты заимствованы из Книги Премудрости Соломона (7, 8). Молодая женщина на троне персонифицирует Божественную Мудрость, царствующую над миром. Диск солнца на ее груди — символ созидательной силы божества и гербовый знак папы Урбана VIII (Барберини). Мудрость окружают одиннадцать фигур, которые символизируют ее достоинства — божественность, вечность, святость, прозорливость, небесную красоту, гармонию, силу, справедливость, благотворительность, благородство, чистоту. В собр. Кроза и в Эрмитаже картина считалась собственноручным эскизом Сакки к упомянутой росписи. Ее аутентичность подтвердили Ваген (1864), Пентер (1883), Фосс (1924). Однако Поссе (1925), а также Певзнер (Pevsner, Grautoff 1928) сочли эрмитажное полотно и аналогичное ему венское (тогда находилось в Бельведере) старыми копиями. М. И. Щербачева, приняв во внимание их мнение, не включила картину в Кат. 1958; она не вошла и в Кат. 1976. Поссе (Posse 1925) идентифицировал эрмитажное полотно с версией, которая была послана из Рима во Францию в подарок кардиналу Ришелье. Харрис (Sutherland Harris 1977) придерживается того же мнения и не исключает возможности, что эрмитажная картина — собственноручное произведение Сакки. Поссе (1925) упоминал, что вторая версия была заказана кардиналом Франческо Барберини в 1638 для принца фон Эггенберга (о других версиях см.: Sutherland Harris 1974. P. 58). Картина отличается от росписи некоторыми деталями, каковые внести мог позволить себе автор, но не копиист. Например, в росписи наблюдается большее расстояние между фигурами и предметами, иначе положены тени, как это могло быть в окончательном варианте по отношению к эскизу. На рентгенограммах картины видны «поиски» расположения некоторых предметов. Рисунок к композиции находится в Музее дизайна Купер-Хьюитт, Нью- Йорк (воспр.: Carlo Maratti 1975. Fig. 67). В Художественном музее Дюссельдорфа хранится ряд подготовительных рисунков к нескольким фигурам и драпировкам.

АНДРЕА САККИ, приписывается.

Отдых Венеры.

Холст, масло.

Размеры: 58-76,5 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. Р. Уолпола, куплена на аукционе Ч. Джервиса в 1739.

Инв.№ГЭ 127

В собр. Уолпола, рукописных каталогах и описях Эрмитажа и Кат. 1863 — Cat. 1909 картина значилась под именем Андреа Сакки. Ваген (1864), отмечая, что произведение выполнено в духе Альбани, не отвергал традиционную атрибуцию. Однако Э. К. Липгарт, ссылаясь на мнение Густаво Фриццони, поместил картину в Кат. 1911 — Кат. 1916 как работу Доменикино. Эта атрибуция, но со знаком вопроса, сохранялась в Кат. 1958 и Кат. 1976. Поссе (1925) подтвердил атрибуцию Сакки. Фосс (1924) выразил согласие с мнением Поссе, признав, что композиция, исполненная во вкусе Альбани, — ранняя работа Сакки. Фосс упомянул картину дважды — среди произведений Доменикино (Voss 1924. S. 512) и среди работ Сакки (Ibid. S. 690). По-видимому, он принял одну картину за две разные, исходя в первом случае из сведений Кат. 1912, во втором — из сведений Г. Поссе. (Отметим, что на титульном листе книги Фосса даты выхода в свет нет. Издание принято датировать 1924, которым помечено предисловие автора, хотя ссылка Фосса на монографию Поссе указывает, что книга выпущена не ранее 1925.) Сазерленд Харрис (1977) приписывает эрмитажную картину Джованни Франческо Гримальди, допуская, что стаффаж может напоминать утраченную «Венеру» Сакки, некогда входившую в собр. Мазарини.

АНДРЕА САККИ, мастерская.

Агарь в пустыне.

Холст, масло.

Размеры: 69,5 - 92 см.

Первоначально имела форму восьмиугольника. Живопись сильно смыта и покрыта записями. Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. Тома де Дрё (до 1680); собр. маркиза де Сейньеле (с 1681); собр. П. Кроза в Париже.

Инв. № ГЭ 1538

Быт 21: 14–19.

Традиционно картина приписывалась Андреа Сакки. В Livret 1838, в книге Вагена (1864) и в Кат. 1889 — Кат. 1912 она ошибочно идентифицирована с полотном, которое было выполнено для кардинала Антонио Барберини (восьмиугольник, 75,5 × 92; ныне хранится в Национальном музее Уэлса, Кардифф). По сравнению с кардиффской композицией в эрмитажной несколько изменен пейзаж, иное цветовое решение. Троншен (Cat. Tronchin 1771) писал о картине: «…un beau tableau, l’enfant, l’ange sont beaux» («…красивая картина, дитя, ангел прекрасны»). Мариетт выбрал это полотно для гравирования в Recueil Crozat 1763. По-видимому, в XIX в. живопись была сильно смыта и во многих местах покрыта записями, что значительно ухудшило ее состояние. Поссе (1925) считал ее «плохой копией». Тем не менее стилистическое отличие эрмитажной картины от кардиффской настолько заметно, что первую следует признать скорее всего вариантом, выполненным в мастерской Сакки. Известны и другие реплики. Вариант композиции был выставлен на продажу у Кольнаги (Лондон, 1971, 15 апреля — 7 мая). Повторение работы мастерской, происходящее из собр. Босха, хранится в Музее Прадо, Мадрид (57 × 75). Поссе (1925) упоминает реплику, находившуюся в XVII в. у кардинала Луиджи Омодеи и отправленную в 1686 в Милан (о других версиях см.: Sutherland Harris 1977. P. 63). На выставке «Три века Италии », состоявшейся в Мельбурне в 2002, экспонировалась еще одна версия картины (94 × 110, частное собр.), близкая к эрмитажной, которую Дж. Спайк датирует временем ок. 1630. В Художественном музее Дюссельдорфа хранится подготовительный рисунок к композиции.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024