ТИЦИАН
Портрет кардинала Антонио Паллавичини.
Холст, масло.
Размеры: 131-115 см.
В ХVII веке находилась в собр.Антониса ван Дейка; 1772 г. приобретена из собр. Кроза, Париж в Эрмитаж; с1928 в ГМИИ.
Инв.№1601
При всей изысканности письма этот парадный портрет кардинала не так уж и уникален, возможно, что фрагменты картины, как было принято в те годы, выписывались подмастерьями. Против авторства Тициана говорили и несколько резкая манера письма, и цветовое решение. Картина была долгое время на реставрации, и лишь сейчас, очищенная от потемневших слоев и просвеченная рентгеном, показала себя. Анализ доказал авторство Тициана. Портрет кардинала попал в Петербург из Парижа в составе коллекции Пьера Кроза. Приобретение Екатериной Второй с помощью философа Дидро этого собрания, где были также работы Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Рубенса и выдающихся мастеров Франции - Пуссена, Ватто, Шардена - в 1772 году наделало много шума в Европе, и оно же стало одним из оснований картинной галереи Эрмитажа. "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" долго числился в каталогах (сначала Эрмитажа, а потом - ГМИИ, куда попал в 1920-е годы) как работа Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547). Этот выдающийся венецианец, ровесник Тициана, тоже учился у Джованни Беллини, а позже, переехав в Рим, приобщил к достижениям венецианской живописи немало мастеров Высокого Возрождения, и прежде всего Рафаэля. Портретом кардинала в XVII веке владел еще один замечательный живописец - фламандец Антонис ван Дейк. До начала XX века авторство Тициана не оспаривалось, пока его не поставил под сомнение немецкий ученый Отто Мюндлер. Итальянский искусствовед Лионелло Вентури подхватил идею приписать портрет кисти Себастьяно дель Пьомбо, и почти сто лет автором картины считался он. Не в последнюю очередь исключению портрета из круга работ Тициана послужила его плохая сохранность, сказала Богемская. Однако, можно предположить, что этот факт сыграл позитивную роль: возможно, он уберег холст Тициана от продажи за рубеж в ходе так называемых "сталинских распродаж", в результате которых из Эрмитажа безвозвратно исчез ряд шедевров Рафаэля, Веласкеса, ван Эйка и других. Римский прелат Антониотто Паллавичини (1441-1507) принадлежал к древней аристократической фамилии, а в историю вошел как ловкий царедворец и хитрый политик. Портрет кардинала написан уже после его смерти, вероятно, по заказу родственников. Ведь сам Тициан рожден около 1488 года и в момент кончины прелата был еще очень молод. Кардинал изображен сидящим в кресле вполоборота к зрителю на фоне раскрытого окна, за которым виден пейзаж с замком и деревьями. Правой рукой мужчина в красно-белом облачении придерживает на коленях раскрытую книгу. Еще в конце 1930-х годов реставрацией холста занимался художник Павел Корин. В 2002 году реставраторы ГМИИ начали удалять потемневшие поздние записи, стремясь вернуть картине первоначальный вид. В рентгеновских и инфракрасных лучах оказалась видна авторская правка некоторых деталей, в частности, контура головы, что отвечает методу работы Тициана и часто встречается в его творчестве. Все это позволило осуществить новую атрибуцию, возвращающую картине имя прежнего автора.
Се человек.
Холст, масло.
Размеры:96-79 см.
В коллекциях музея с 1924г. Передано из Эрмитажа. Ранее: 1581 приобр. Кристофоро Барбариго у сына Тициана Помпонио; 1850 вместе с другими работами собрания Барбариго делла Террацца (Венеция) куплена для Эрмитажа.
Инв.№187
ТИЦИАН, мастерская или круг
Мадонна с Младенцем.
Холст, масло.
Размеры:80-67 см.
В ГМИИ с 1946 г. Фонд художественных ценностей, перемещенных из Германии после Второй мировой войны. Предположительно, она находилась в одной из частных коллекций.
Инв.№ЗЖ-2005
ТИЦИАН, копия (?)
Мадонна с младенцем в нише.
Холст, масло. Переведена с дерева.
Размеры:87-76 см.
В ГМИИ с 1924 г. В 1819 приобретена в Париже князем В.С.Трубецким для имп.Эрмитажа.
Инв.№1532