АНТУАН ВАТТО
Сатира на врачей.Ок.1708г.
Дерево, масло.
Размеры: 26-37 см.
Приобр. в 1769г.для Эрмитажа из собрания графа Г.фон Брюля, Дрезден. В ГМИИ с 1928г.
Инв.№763
Вопрос с датировкой важен, так как он непосредственно связан с датировкой работы. Сторонники первой версии, исходя из содержания картины, датировали ее последними годами жизни художника. Однако некоторая застылость композиции и вытянутые пропорции фигур свойственны, скорее, ранним произведениям Ватто. В трактовке заднего плана , напоминающего театральную декорацию, и персонажей, похожих на актеров, очевидно влияние театра.Отметим,что после поступления в эрмитажную коллекцию картина получила название -,,Свадебное шествие".Все это позволяет предположить, что композиция была написана в годы обучения Ватто у К.Жилло. Ролан-Мишель датирует ее 1710-1712 годами.Известен подготовительный рисунок к картине(Лондон, Британский музей).
Бивуак.Ок.1710г.
Холст, масло.
Размеры: 32-45 см.
До 1710 г. в собрании П.Сируа, Париж;1726 в собрании Э.-Ф.Жерсена, Париж; в середине ХVIII века в собр. барона П. Кроза ,Париж; с конца ХIХ века в Эрмитаже. В ГМИИ с 1928г.
Инв.№1220
"Бивуак" принадлежит к серии картин на тему военных будней. Ватто исполнил более десятка подобных работ, которые известны в настоящее время, в основном, по гравюрам или старым копиям. В эту же серию входили написанные позже, около 1715 года, картины ,,Военный роздых" и ,,Тягости войны" (Эрмитаж). Ватто, в творчестве которого происходит решительный разрыв с традицией репрезентативного стиля XVII века, запечатлел в военных жанрах не эффектно-героические эпизоды войны, а ее монотонную и вместе с тем трагическую повседневность. В связи с военными жанрами Ватто, как правило, говорят о влиянии фламандской колористической традиции. Картина отличается сдержанным колоритом, в котором сочетаются коричневые, кремовые, темно-зеленые оттенки, соответствующие общему настроению изображенной сцены.