Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 09:17
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж карло мараттиРегистрацияВход
Меню сайта

 

КАРЛО МАРАТТИ

Поклонение пастухов.

Холст, масло.

Размеры:94,5-97,5 см.

Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв.№ГЭ1501

Лк 2: 8–20, 38.

На бандероли в руках одного из ангелов надпись: Gloria in excelsis («Слава в вышних»). Это фрагмент из Евангелия: «Benedictus qui venit rex in nomine Domini, pax in caelo, et gloria in excelsis » («Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних»). В коллекции Кроза и каталогах Эрмитажа 1863–1916 картина считалась эскизом к фреске, созданной в 1657 в Большой галерее Квиринальского дворца в Риме. В настоящее время она признана авторским повторением этой фрески. Известно еще два авторских повторения. Одно было выполнено в 1659 для кардинала Флавио Киджи (ныне в собр. Назалли Рокка, Рим). Другое находилось в Королевском собр. в Париже, затем в Лувре (не сохранилось); гравировано Ж.-Б. Пуальи (Recueil d’estampes Crozat 1763. T. 2. N 121) с указанием на местонахождение: «dans le Cabinet du Roi» (в литературе встречаются ошибочные сведения, что гравюра сделана с картины из собр. Кроза). Эрмитажное «Поклонение пастухов» зарисовано Габриелем де Сент-Обеном (Dacier 1909).

Портрет папы Климента IX.

Холст, масло.

Размеры:158-118,5 см. На листе бумаги, изображенном на столе, посвятительная надпись и подпись: Alla santita di N. / Sig.re Clemente IX / Per Сarlo Maratti

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. маркиза Н. М. Паллавичини в Риме; собр. Арнальди во Флоренции; собр. Ч. Джервиза; с 1739 — собр. Р. Уолпола в Хоутон-Холле.

Инв.№ГЭ42

Климент IX — Джулио Роспильози (1600–1669) — кардинал с 1657, занимал должность папского нунция в Испании, государственного секретаря при папе Александре VII, папа с 27 июня 1667 до 9 декабря 1669. Картина является авторским повторением портрета Климента IX, исполненного Маратти в 1669 (Пинакотека Ватикана). Заказана художнику маркизом Никколо Мария Паллавичини. Другой вариант был исполнен Маратти в 1668–1669 по заказу графа Винчелси (ныне — собр. герцогов Девонширских, Четсворт). Кроме двух авторских повторений сохранилось несколько копий с портрета, наиболее известная принадлежит картинной галерее Государственных музеев Прусского культурного наследия, Берлин (экспонируется в Государственных художественных собраниях, Кассель). Подготовительный рисунок к портрету находится в Гравюрном кабинете (Дрезден). Вертю упоминает копию с варианта, принадлежавшего сэру Роберту Уолполу, которую исполнил Ринелей Баруик Баррет (Vertue 1934. P. 112, 114). 

Мадонна учит чтению Христа.1705 г.

Холст, масло.(Переведена с дерева).

Размеры:69-55,5 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. маркиза Н. М. Паллавичини в Риме; собр. Р. Уолпола в Хоутон-Холле. В XIX в. находилась в кабинете императрицы Елизаветы Алексеевны в Зимнем дворце.

Инв.№ГЭ1500

Парной к данной картине всегда считалась «Св. Цецилия» (Алупкинский государственный музей-заповедник, Крым). В Aedes Walpolianae (1752) и всех каталогах Эрмитажа женская фигура слева определяется как изображение св. Елизаветы. Меццетти (1955) называет ее св. Анной. В инвентаре Паллавичини 1714 (см.: Rudolph 1995) упомянута подобная картина, без указания имени автора: «…di palmi tre incirca fuori di misura in piedi rappresenta la Madonna Santissima col Bambino in braccio, San Giovanni e Sant Anna» («…около трех пядей, несколько больше, в высоту, представляет Святейшую Мадонну с Младенцем на руках, св. Иоанном и св. Анной»). Ее можно идентифицировать с эрмитажной. Точная копия хранится в Национальной галерее Ирландии, Дублин (инв. № 1703). В Aedes Walpolianae упоминается подобная композиция Джузеппе Кьяри, бывшая тогда в палаццо Барберини в Риме. Вместо св. Елизаветы и св. Иоанна Крестителя в ней изображен читающий кардинал, а Мадонна представлена не в красном, а в белом платье. Меццетти (1955) указывает на анонимную гравюру в Национальном кабинете гравюр в Риме, очень близкую к эрмитажной композиции (в обратную сторону), но без левой фигуры. Автором живописного оригинала назван Карло Маратти, воспроизведена та же дата — 1705. В Эрмитаже имеется маленькая картина на меди (инв. № ГЭ 8542, кат. 131), возможно выполненная кем-то из учеников Маратти. В ней воспроизведены только две фигуры — Богоматери и Христа. Близкая эрмитажной картина проходила на аукционе Кристи в Лондоне 30 марта 1989 (лот 180). На ней имеется надпись «Porbus Sarto 1712», в аукционном каталоге значится как произведение неизвестного мастера болонской школы. Рудольф (1995) идентифицирует эрмитажную картину с участвовавшей в выставке 1729 (Carlo Maratti. Sacrа Conversazione) в Базилике ди Санта Аннунциата во Флоренции (тогда собр. Паллавичини принадлежало уже семье Арнальди). Однако предложенная Рудольф идентификация нашего полотна с произведением Маратти «Святое семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем» («Sacra famiglia con l’aggionta di Sta Elisabetta e S. Gio: Batta»), входящим в список других полотен семьи Арнальди для продажи маркизу Винченцо Риккарди в 1749, неверна, так как тринадцатью годами ранее оно уже находилось в собр. Роберта Уолпола (Cat. Walpole 1736).

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем.Между 1700-1713 гг.

Холст, масло.

Размеры:100-84 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. маркиза Н. М. Паллавичини в Риме (?); в 1736 — собр. Р. Уолпола в Хоутон-Холле.

Инв.№ГЭ1560

В Aedes Walpolianae (1752) о картине сказано: «…an unfinished picture, large as Life, by Carlo Maratti, in his last Manner » («…незаконченная картина, в натуральную величину, [исполнена] Карло Маратти, в его последней манере»). Эта характеристика повторяется во всех каталогах Эрмитажа и в искусствоведческой литературе. Широкая живописная манера, колорит характерны для позднего творчества художника. Передача тканей, особенно прозрачной вуали, близка к изображению на картине Маратти «Мадонна со спящим Младенцем и ангелами », 1697 (Лувр, Париж).

Святое семейство с Иоанном Крестителем.

Медь, масло.

Размеры: 28 - 35 см.(восьмиугольник)

Поступила между 1763 и 1773. В конце 1920-х передана в «Антиквариат», в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв. № ГЭ 1612

Атрибуция традиционная. Картина упоминается среди собственноруч- ных произведений Маратти Фоссом (1924) и Меццетти (1955). Создание картины следует отнести к 1680-м. В Королевском собр. в Виндзоре хра- нится набросок к голове Марии.

Святое семейство (с цветами)

Холст, масло.

Размеры: 66 - 49 см.

Поступила в 1782, приобретена у антиквара Г. И. Клостермана в Петербурге.

Инв. № ГЭ 1557

Меццетти (1955) считает картину упрощенной репликой с описанной Джованни Пьетро Беллори композиции: «Богоматерь сидит под пальмой у ручья; рядом с нею младенец Христос протягивает руку к св. Иосифу, который в поле своего плаща предлагает ему вишни; перед Богоматерью коленопреклоненный ангел протягивает ей сосуд с водой, тогда как другие собирают фрукты с дерева». Это описание существенно расходится с эрмитажной композицией, поэтому вряд ли можно считать наше полотно упрощенной репликой. В настоящее время известны несколько вариантов композиции: в Эрмитаже; в Государственном музее палехского искусства, Палех, Ивановская обл.; в Палаццо Россо, Генуя (обе последние — в обратную сторону по сравнению с эрмитажной; генуэзская — возможно, работа мастерской). Ни один из них нельзя идентифицировать с описанным Беллори. Меццетти (1955) приводит еще одну композицию овальной формы в церкви Санта Мария ин Виа (Рим), которую она относит к XVIII в. В Cat. 1773 указано, что на обороте холста есть дата: 1700. Она вполне соответствует стилистическим особенностям картины. Живопись высокого качества, но это не исключает возможного участия кого-либо из учеников мастера. Рудольф (1995), говоря о полотне из собр. Уолпола (ныне в Государственном музее палехского искусства, Палех), ошибочно воспроизводит данную картину.

Видение Иоакима и Анны.

Холст, масло.

Размеры: 72 - 57 см.

Поступила в 1779 из собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл, Англия. Ранее: собр. маркиза Н. М. Паллавичини в Риме; собр. Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл. В XIX в. и по 1919 — во дворце в Павловске; передана для продажи в «Антиквариат», в 1931 возвращена в Эрмитаж.

Инв. № ГЭ 8724

Протоевангелие Иакова Младшего, IV–V; LA, CXXIX, 1.

Парная картина «Иоанн Евангелист» («Видение св. Иоанна на острове Патмос») находится в Воронцовском дворце в Алупке (Крым). В инвентаре Паллавичини 1714 (см.: Rudolph 1995) сюжет первой картины определен как «Sant’Anna con Gioacchino ». Вертю (1948–1950) назвал картину «two figs praying» («две молящиеся фигуры»). Позже название менялось: «Zachariah and Elisabeth worshipping » («Захарий и Елизавета молящиеся » — см.: Capital Collection 2002. Cat. 48); «Two saints worshipping, Virgin in clouds» («Двое молящихся святых, Мадонна в облаках» — см.: Aedes Walpolianae 1752); «Явление Мадонны» (Кат. 1797, Опись 1859). Правильное название возвращено в Эрмитаже в 1931. Джованни Пьетро Беллори (1732) сообщает, что в 1680-х маркиз Никколо Мария Паллавичини заказал Маратти повторение четырех композиций, созданных им для капеллы делла Презентационе в базилике св. Петра («Иаиль и Сисара», «Танец Мириам», «Юдифь с головой Олоферна», «Иисус Навин»). Эти четыре картины маркиз пожелал дополнить двумя сюжетами на тему «Непорочное зачатие». Первая изображала «San Gioacchino e Sant’ Anna Ginocchioni con le mani giunte in venerazione della Vergine, che lungi risplende sopra una nubе» («Св. Иоаким и св. Анна коленопреклоненные со скрещенными руками поклоняющиеся Деве, которая сияет вдали на облаке»), вторая — «Св. Иоанна Евангелиста». Первый сюжет подтверждал непорочное появление на свет Марии, второй — рождение Христа (тему «Непорочное зачатие» связывали с фрагментом из «Откровения» Иоанна, XII, 1–2). Казалось бы, свидетельство Беллори должно было послужить гарантией бесспорной атрибуции обеих парных картин. Однако вполне вероятно, что в создании некоторых работ для Паллавичини Маратти прибегал к помощи своих учеников. В данном случае можно предположить участие Пьетро де Пьетриса.

Благовещение.

Медь, масло.

Размеры: 37 - 28 см. На обороте едва различимые остатки надписи: Segr Conte…

Поступила в 1772 из собр. Л. А. Кроза, барона де Тьера, в Париже. Ранее: до 1694 — собр. В. делла Ровере д’Урбино во Флоренции; собр. графа Ф. де Сен-Жермена в Париже; собр. де Лессевиля; собр. П. Кроза в Париже; собр. Л. Ф. Кроза, маркиза дю Шатель, в Париже.

Инв. № ГЭ 1539

Лк 1: 26–38.

В каталоге собр. Кроза 1740 (Stuffmann 1968) картина значится под именем Никколо Береттони, но в Cat. Crozat 1755 она помещена как произведение Маратти. В Эрмитаже «Благовещение» всегда считалась работой Маратти. В литературе XIX в. иногда ошибочно сообщается, что ее приписывали Миньяру. Эту же ошибку повторяет Штуффманн (1968). Вероятно, картину Маратти путали с одноименным полотном Миньяра (Cat. 1774. N 1044), в дальнейшем ушедшим из музея. Картина является вариантом композиции большего размера, выполненной в 1659, ныне находится в церкви Сант-Антонио Аббате в Ананьи. В пояснительном тексте к гравюре с эрмитажной картины (Recueil d’estampes Crozat 1763) Мариетт излагает историю произведения. По его сведениям, картина была исполнена для матери великого герцога Тосканского (Виттории делла Ровере д’Урбино, вдовы Фердинандо II), который после ее смерти (1694) подарил картину одному из своих приближенных. Последний уступил ее секретарю французского короля графу Франсуа де Сен-Жермену, увезшему ее во Францию. Затем картина перешла в собр. де Лессевиля и, наконец, попала к Пьеру Кроза. Возможно, к периоду пребывания картины в собственности Сен-Жермена относится надпись на обороте, из которой теперь можно прочесть лишь два слова: «Segr Conte…» Мариетт упоминает, что Маратти написал и другую картину на тот же сюжет, несколько отличную от той, что была у Кроза. Она находилась тогда в папском дворце (палаццо Квиринале) на Монтекавалло (ныне — в Королевском собр. в Виндзоре). Ее гравировал Роберт ван Ауденарде (и другие мастера). Поскольку композиции обеих картин очень близки, в литературе можно встретить ошибочное указание, будто гравюра Ауденарде воспроизводит эрмитажную композицию. Меццетти (1955) справедливо считает, что хранящийся в Библиотеке Пьерпонт Морган (Нью-Йорк) рисунок к фигуре ангела ближе к эрмитажной картине, нежели к большому полотну из Ананьи. Это мнение разделяют Жан и Роберт Уэстины (Carlo Maratti 1975). Сазерленд Хэррис и Шаар (1967) связывают с композицией «Благовещения» наброски Маратти, хранящиеся в Дюссельдорфе, но датируют их временем ок. 1670. Возможно, под влиянием произведения Маратти создано «Благовещение» Дж. А. Карлоне в церкви Ностра Синьора делле Винье, Генуя.

Святое семейство в пейзаже (Отдых святого семейства на пути в Египет)

Медь, масло.

Размеры: 16 - 16 см. (круг)

Поступила в 1886 из Голицынского музея в Москве.

Инв. № ГЭ 2418

голицынский музей москва

Традиционная атрибуция Карло Маратти никогда не оспаривалась. Впервые картина была воспроизведена в итальянской версии каталога С. Н. Всеволожской (Vsevolozskaja 2010). Картина имеет двойное название, так как в ней художник отошел от общепринятой иконографии изображения библейского сюжета. Особенность этой миниатюрной композиции заключается в том, что Христа держит на коленях Иосиф, в то время как Мария занята вполне прозаическим делом — она стирает пеленки. В комментарии к каталогу выставки «Голицынский музей на Волхонке» (Голицынский музей 2004. С. 144) допущена ошибка: картина Маратти перепутана с одноименной картиной Сассоферрато (по Описи 1859. № 6933), которая была передана в ГМФ, ее нынешнее местонахождение неизвестно.

КАРЛО МАРАТТИ

ГАСПАР ДЮГЕ

Пейзаж с Дианой и Актеоном. Между 1664-1670 гг. 
 
Холст, масло.

Размеры: 198-151 см 

Поступила в 1922. Ранее: собр. Ландсгоф в Петербурге; в 1929 передана в «Антиквариат», в начале 1930-х возвращена в Эрмитаж.

Инв.№ГЭ6919

Овидий. Метаморфозы, III, 138–252.

При поступлении в Эрмитаж картина приписывалась школе Доменикино, затем — школе Альбани, что объясняется близостью некоторых фигур к его работам «Охота Дианы» (Галерея Боргезе, Рим) и «Диана и Актеон» (Лувр, Париж). Определена как совместная работа Карло Маратти и Гаспара Дюге (Всеволожская 1985) по аналогии с полотном из коллекции герцогов Девонширских в Четсворте. Джованни Пьетро Беллори (Bellori 1732. P. 77) сообщает, что Маратти «per il signore Gran Contestabile Lorenzo Onofrio Colonna dipinse le favole d’Acteone, e Diana in un bellissimo paese di Gasparo in doppia altezza e figure minori del naturale…» («для синьора коннетабля Лоренцо Онофрио Колонны написал легенду об Актеоне и Диане в прекраснейшем пейзаже Гаспаро двойной высоты с фигурами меньше натуральной величины…»). Далее Беллори добавляет: «Oggi si raro dipinto si trova appresso il Marchese Niccolo Pallavicini» («Ныне столь редкая картина находится у маркиза Никколо Паллавичини»). В литературных источниках упоминались еще два варианта композиции. Первый — в рукописи Джузеппе Гецци, посвященной картинам из римских дворцов. В ней говорится о полотне «Купающаяся Диана с Актеоном» работы Маратти и Дюге из дома Фальконьери, которое было выставлено в 1717 в монастыре Сан Сальваторе ин Лауро (см.: Mezzetti 1955. P. 321. Nota 29; Nolfo di Carpegna 1956. P. 56; Rudolph 1986. P. 115). Другой вариант находился в собр. герцога Девонширского, во дворце на площади Пиккадилли в Лондоне (London and its Environs described / Ed. by R. and L. Dodsley. London, 1761. Vol. 2. P. 225); ныне — собр. герцогов Девонширских, Четсворт. Размеры петербургского и четсвордского (195,5 × 144,8) полотен почти совпадают, небольшая разница объясняется тем, что у эрмитажного разогнуты кромки при реставрации. Картина из девонширского собр. обычно датируется 1665–1670; Буаклер, основываясь на особенностях пейзажа Дюге, предлагает более раннюю дату — 1657 (Boisclair 1986. P. 223–224. N 164). Копия с композиции Маратти и Дюге хранится в Палаццо Барберини (Национальная галерея старого искусства, Рим; см.: Mezzetti 1961. P. 383. Nota 8). Другие копии приводит Буаклер (Boisclair 1986). Копия, созданная Яном Франсом ван Блуменом (Оризонте) и Джузеппе Кьяри, проходила на аукционе Кристи в Нью-Йорке 3 октября 2001, лот 66 (холст, масло. 144,8 × 145,3).

КАРЛО МАРАТТИ

МАРИО НУЦЦИ

Сцена 'Поклонение Волхвов' в гирлянде цветов.1650-е гг. 

Холст, масло. 

Размеры:75-61 см 

Приобретена в Париже князем В.С. Трубецким для императорского Эрмитажа. 1819 г.

Инв.№ГЭ1686

Мф 2: 1–12.

Традиционная атрибуция сюжетной части композиции Карло Маратти никогда не вызывала сомнений. Находит близкие аналогии с полотнами Маратти «Рождество Христа» (церковь Сан Джузеппе деи Фаленьями, Рим), «Поклонение пастухов» (инв. № ГЭ 1501, ), исполненными в 1650-х. Гирлянда цветов близка многим работам Нуцци, выполненным в сотрудничестве с Маратти, особенно полотну «Путти и цветы» (собр. Колонна, Рим).

КАРЛО МАРАТТИ,круг.

МАРИО НУЦЦИ

Сцена «Поклонение пастухов» в гирлянде цветов.

Холст, масло.

Размеры: 74 - 61,5 см.

Поступила в 1819, приобретена для Эрмитажа князем В. С. Трубецким в Париже.

Инв. № ГЭ 1689, парная к ГЭ 1686

Лк 2: 8–20.

Наглер (1839) ошибочно упоминает данную картину среди работ Маратти, поступивших из коллекции Уолпола. Картина была приобретена вместе с парной, «Поклонение волхвов» (инв. № ГЭ 1686 ), как совместная работа Марио Нуцци и Карло Маратти. С этой атрибуцией она вошла в Кат. 1797 и в Livret 1838. Однако Ваген (1864), оставив за «Поклонением волхвов» имя Маратти, приписал «Поклонение пастухов» Пьеру Франческо Читтадини. Э. Брюинингк (Кат. 1889), а затем Э. К. Липгарт (Кат. 1912) справедливо поставили под сомнение авторство Читтадини, высказав предположение о сходстве типажей сюжетной композиции с произведениями Франческо Бернарди, прозванного Биголаро, но все же сочли это сходство недостаточным, чтобы с уверенностью приписать ему «Поклонение пастухов». Стилистически живопись сюжетной композиции отличается от произведений Маратти. Однако первоначальная атрибуция имеет под собой основание: ряд мотивов — лежащий в пелене на соломе младенец, полуобнаженная мужская фигура в сложном ракурсе, головки херувимов — показывает явное знакомство с работами Карло Маратти 1650-х — «Рождество Христа» (церковь Сан Джузеппе деи Фаленьями, Рим), «Поклонение пастухов» (Эрмитаж, инв. № ГЭ 1501), «Видение св. Августина» (церковь Санта Мария деи Сетте долори, Рим). Вероятно, автор сюжетной композиции принадлежал к близкому окружению молодого Маратти.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024