ЭДГАР ДЕГА
Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящие площадь Согласия).1875 г.
Холст, масло.
Размеры: 78,4-117,5 см.
Перемещено из Германии после II Мировой войны. Бывшее собрание Отто Герстенберга, позднее его дочери Маргариты Шарф, Берлин.
Инв.№3К1399
Хотя эта картина - портрет в точном смысле слова, это одновременно типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни современного Парижа. Главный ее персонаж - друг Дега Людовик Лепик, аристократ, художник, гравер, парижский фланер, заядлый театрал и собачник. Он изображен с двумя дочерьми. Разнонаправленность движений отца и дочерей объясняли по-разному. По всей видимости, фигура Лепика воплощает тренированное безразличие фланера, который вместо того, чтобы принимать участие, всегда только наблюдает и размышляет. Персонажи пересекают площадь Согласия в Париже, за оградой, на заднем плане, видны сады Тюильри. В особом композиционном и пространственном решении картины некоторые усматривают влияние развивавшейся в те годы фотографии. Однако, так называемая моментальная фотография пришла много позже открытий Дега.
Интерьер с двумя фигурами.1869 г.
Холст, масло.
Размеры: 59,5-73,2 см.
Перемещено из Германии после II Мировой войны. Бывшее собрание Фридриха Сименса в Берлине.
Инв.№3К1400
Существовало несколько гипотез относительно сюжета этой картины. Ее определяли и как парный портрет в жанровом исполнении, и как сцену, имеющую какую-то литературную основу. Скорее всего здесь изображен будуар богатого дома. Космюмы персонажей необычны для интерьера: мужчина в цилиндре, со стеком, женщина в накидке - супружеская пара одета то ли для прогулки, то ли для визита. По-видимому, в результате какого-то объяснения между ними возникла тягостная пауза, заставившая неподвижно застыть отвернувшихся друг от друга супругов. То, что сцена происходит в будуаре, придает ей более драматический и психологически более сложный характер. Детали интерьера исполнены значения, намекая на причину размолвки: огонь - атрибут женской страсти, пустое окно - знак безразличия. Скрытая коллизия "Интерьера", вероятно, связана с интимными проблемами самого художника, который никогда не вступал в близкие отношения с женщинами.
Сидящая танцовщица.1879-1880 гг.
Бумага на картоне, уголь,пастель.
Размеры: 63-48,7 см.
Перемещено из Германии после II Мировой войны. Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Инв.№ГР155-99
Дега, как никто другой, умел показать в своих работах все особенности профессии танцовщиц. Феноменально наблюдательный и честный художник никогда не приукрашивал свои персонажи. Сидящую танцовщицу с плоским лицом, нескладной фигурой и короткой шеей трудно признать красивой. Она даже не элегантна, но совершенно естественна. Поза ее безыскусна и выражает полнейшую непринужденность. Главная привлекательность этой пастели - в комбинации цветовых пятен. Сбалансированность всех элементов, поддерживается композиционным решением, основой которого является скрещение диагоналей.
Две танцовщицы.1898-1899 гг.
Бумага, уголь,пастель.
Размеры: 47,8-36,2 см.
Перемещено из Германии после II Мировой войны. Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Инв.№ГР155-100
В своем "Дневнике" Эдмон де Гонкур писал (1874): "После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях Дега влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах".
Танцовщица. Около 1874 г.
Холст, масло.
Размеры:40,5-32,7 см.
Перемещено из Германии после II Мировой войны. Бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе (?)
Инв.№3КР556
Танцовщица в белой раздувающейся балетной пачке изображена здесь спиной к зрителю, руки выставлены локтями вперед. Этот жест очень привлекал художника - обыгрывая его, он показывал то усталость балерины (она, например, зевает, закинув руки за голову), то привычный женский жест, вызванный желанием поправить что-то в своем наряде или прическе на затылке, то стремительное танцевальное па.
Головы танцовщиц. Вторая половина 1890-х
Серая бумага, наклеенная на картон, пастель,уголь.
Размеры:30,6-55 см.
В коллекциях музея с 1934 г., пост. из Гос.музея нового западного искусства в Москве.
Туалет (Женщина ,вытирающаяся после ванны).1884 г.
Коричневая бумага, пастель.
Размеры: 50-50 см.
В коллекциях с 1934 г., пост. из Гос.музея нового западного искусства в Москве.
Причесывающаяся женщина. Около 1885 г.
Бумага на картоне,пастель.
Размеры: 54-52,5 см.
В коллекциях с 1935 г., ранее в собр. П.И.Щукина в Москве.
После ванны.Около 1895 г.
Бумага на картоне, пастель,гуашь, темпера и уголь.
Размеры: 81,9-71,6 см.
В коллекции с 1948 г., пост. из Гос.музея нового зап.искусства в Москве.
За туалетом.1889 г.
Бумага на картоне,пастель, уголь.
Размеры: 54,5-58,4 см.
В коллекциях с 1949 г., пост. из Гос.музея нового зап.искусства, Москва.