ФРАНС ВАУТЕРС
ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС
Пейзаж с Кимоном и Ифигенией.
Дерево, масло.
Размеры:49 - 73 см. Картина была значительно повреждена, остались некоторые смытости. Пострадали фигуры и особенно женские лица, которые были реставрированы и, вероятно, переписаны. Рентгенограмма показала позднейшие переделки: вверху слева добавлена драпировка, внизу справа изображение козла написано поверх лежащей овцы. (Смольская 1974).
Пост, в 1937 через ЛГЗК из собр. Т. Астратовой.
Инв.№ГЭ 83 1 1
Сюжет заимствован из «Декамерона» Бокаччо V, 1 ).
При поступлении считалась работой школы Рубенса. Хай (1949) приписала картину Франсу Ваутерсу. Смольская (1973 и 1974) существенно уточнила ее атрибуцию: пейзаж написан Рубенсом в конце 1630-х, однако картина им завершена не была; после смерти художника ее закончил Франс Ваутерс, который, приехав из Англии, где он до этого жил и работал, принял участие в оценке картин из наследия Рубенса. Ваутерсу принадлежат фигуры на картине. В пользу авторства Рубенса свидетельствует высокое мастерство в исполнении пейзажа, а также идентичность стиля с несомненными произведениями мастера, особенно «Пастухом со стадом» (ок. 1629) и «Пейзажем с пастухом и стадом» (ок. 1638; обе — Национальная галерея, Лондон). Косвенным подтверждением атрибуции послужила Смольской оборванная наклейка с надписью, обнаруженная на обороте доски: «Cimon & Iphigenia (original of) Sr Pieter Paul Rub...»; начертание букв и характер бумаги дали основание считать, что надпись сделана в XVII в.