Искусство. Национальные школы живописи.
Понедельник, 15.08.2022, 19:27
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж майнериРегистрацияВход
Меню сайта

 

МАЙНЕРИ ДЖАН ФРАНЧЕСКО

Христос, несущий крест.

Дерево, масло, темпера.

Размеры:59,5-45,5 см.

Пост. в 1912 по завещанию графа П. С. Строганова из его собр. в Петербурге. Ранее: музей Бурбонов в Неаполе; галерея Марескальки в Болонье; собр. маркиза Венути в Риме, у которого П. С. Строганов приобрел картину в 1854.

Инв.№ГЭ286

Сцена несения креста предполагает большое количество действующих лиц, в данном же случае художник ограничился только срезанной по пояс фигурой Христа, держащего на плече крест. Такой интимный образ особенно подходил для непосредственного «домашнего» общения с ним верующего. В рукописном каталоге собр. графа П. С. Строганова 1864 (опубликован: Кузнецов 2001) картина уже считалась работой Майнери. Здесь же приводились сведения о том, что граф видел ее в 1841 в галерее Марескальки, где автором произведения числился Бернардино Луини. В каталоге Строганова 1864 за именем Майнери в скобках следуют имена Гауденцо Феррари, неизвестного ломбардского мастера, Больтраффьо. Ваген (1864) упоминал «Несение креста» как прекрасную картину, которая напоминает ему манеру Палмеццано, но глубже по передаче чувств и цвету, и высказался в пользу раннего периода деятельности Больтраффьо. Еще в 1875 было отмечено, что «общий тип Христа более всего приближается к типам, созданным Л. Винчи» (Дом графа П. С. Строганова 1875). Кроу и Кавальказелле (1912) включили картину в список работ Франческо Бонсиньори. Липгарт (1912), считавший «Несение креста» шедевром Майнери, упомянул, что того же мнения об авторстве придерживался А. Вентури, посетивший галерею Строганова в 1911. В «Списках» Бернсона (1932, 1968) картина фигурирует как работа Майнери с пометкой, что композиция заимствована у Соларио (имеется в виду «Несение креста» Соларио из Музея искусств в Нанси). Ф. Франджи предположил, что в поздний период творчества Майнери работал в основном для частных лиц, создавая реплики со своих композиций — «Св. семейство» и «Христос, несущий крест» (см.: The Martello collection 1992. P. 106). К данной теме художник обращался не менее двенадцати раз. Версии находятся в Галерее Уффици, Флоренция; Пинакотеке Эстензе, Модена; Галерее Дориа Памфили, Рим; Государственном художественном музее, Копенгаген; Королевском дворце, Неаполь; соборе Барселоны; собр. д’Акинто, Мантуя; собр. Таддеи, Феррара, ранее — собр. С. П. Картера (см.: Leonardo e il leonardismo 1983). Эрмитажная картина принадлежит к числу лучших работ Майнери на данную тему, ее можно отнести к тому периоду, который Дзамбони охарактеризовал как «экстремальный ломбардский период феррарского мастера» (Zambonni 1975. P. 41). Прототипом произведения могла послужить ксилография неизвестного ломбардского художника конца XV в., на близость к этой гравюре обратил внимание еще Хайнд (Hind 1935. P. 446. Fig. 210), композиция ее полностью повторена у Майнери. Насколько был притягателен образ, созданный Майнери, подтверждает картина «Христос, несущий крест, и два палача» неизвестного североитальянского мастера (местонахождение не известно; воспр.: Leonardo e il leonardismo 1983. P. 156. Fig. 354). Автор соединил майнериевский тип Христа (сохранив изысканную вышивку одежды) с фигурами двух воинов из «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2022