ПИКАССО ПАБЛО
Любительница абсента.1901г
Холст, масло.
Размеры: 73-54см.
Поступила в 1948г. ,ранее собрание С. И.Щукина в Москве.
Инв.№ ГЭ9045
Относится к так называемому ,,голубому периоду"творчества Пикассо и основывается на штудиях, начатых в Барселоне и продолженных с переездом в Париж.Их предметом была одинокая женская фигура, сидящая в кафе-убежище для бездомных, обездоленных людей. Ощущение трагизма, внутренней напряженности и обособленности передается и выражением лица с тонкой линией рта, и узкими, настороженными глазами, и всем строем картины.
Мальчик с собакой. Оборот: этюд двух фигур и мужской головы в профиль.1905 г.
Картон, гуашь.
Размеры: 57.2-41.2 см.
В коллекциях музея с 1934 г.
Инв.№
Портрет Солера.1903 г.
Холст, масло.
Размеры:100-70 см.
В коллекциях музея с 1930 г., ранее в собр.С.И.Щукина, Москва.
Инв.№ ГЭ6528
В 1903 г. двадцатидвухлетний Пикассо исполнил ряд портретов своих барселонских друзей. К их числу относится и портрет Солера, модного барселонского портного, покровительствовавшего молодым художникам, особенно нуждающимся. Дружеские отношения связывали Пикассо и Солера в течение нескольких лет и художник не раз работал над его портретами.
В эрмитажном портрете Пикассо передает и артистизм, и природную элегантность, присущие всему облику Солера, и запоминающееся своеобразие его тонкого худощавого лица со щегольски поднятыми вверх кончиками усов. Но меньше всего художник стремится выявить его характер. Погружая Солера в созвучный своей душе напряженно-тоскливый, не знающий солнечного света мир сине-зеленых тонов, Пикассо делает портретируемого носителем того "трагического чувства жизни", которое изначально было присуще ему самому. В этом портрете, как и в более ранней "Любительнице абсента", звучит тема одиночества человека в кафе, одиночества среди людей. Отсюда острое ощущение меланхолии и выражение печальной отрешенности на нервном лице, призрачная бледность которого усиливается глубоким тоном фона и костюма.
Танец с покрывалами.1907 г.
Холст, масло.
Размеры: 150-100 см.
В коллекциях музея с 1948 г., ранее в собр.С.И.Щукина,Москва.
Инв.№ ГЭ9089
Три женщины.1908 г.
Холст, масло.
Размеры: 200-178 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948 г.Ранее собрание С.И.Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ9658
Обнаженная фигура юноши.1906 г.
Картон, гуашь.
Размеры:67.5-52 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ) (ранее: собрание С.И. Щукина) в Москве. 1934 г.
Инв.№ ГЭ
Абсент.1901 г.
Бумага, уголь, пастель, гуашь, белый мел.
Размеры: 65.2-49.6 см.
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.Перемещено из Германии после II Мировой войны.
Инв.№ГР 155-96
Эта пастель - одна из многих работ Пикассо, составляющих целую серию "Абсентов". Здесь художник добавил к изображению женщины за столиком несколько деталей, делающих картину "рассказом". На заднем плане, в желтом электрическом свете видны танцующие пары. Они лишь намечены, и не совсем ясно - то ли они настоящие танцоры, то ли это грезы одинокой спившейся женщины о радостях жизни и надежном друге. Танец здесь несомненно имеет символическое значение.
Бидон и миски 1908 г.
Картон, масло.
Размеры:66-50.5 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948.Ранее в собрании С.И.Щукина. Москва.
Инв.№ ГЭ8986
Picasso. Tradición y vanguardia Museo Nacional del Prado. Madrid 06/06/2006 - 03/09/2006
Букет цветов в сером кувшине.1908 г.
Холст, масло.
Размеры:81-65 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948 г. Ранее в собрании С. И. Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ8999
Ваза с фруктами.1909 г.
Холст, масло.
Размеры:91-72.5 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948.Ранее собрание С. И. Щукина Москва.
Инв.№ ГЭ9160
Скрипка и гитара.1913 г.
Холст, масло.
Размеры:65-54 cм.
Поступила в 1948 г ранее собраниеС.И. Щукина в Москве.
Инв.№ ГЭ9048
Голова женщины.1902-1903 гг.
Холст, наклеенный на картон, масло.
Размеры:49.7-36.4 см.
В коллекциях музея с1931 г. Ранее собрание С.И. Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ6573
Эта работа исполнена, как полагает большинство исследователей, в Барселоне в 1903 г., хотя существует и иная точка зрения, так как рисунок, воспроизводящий эту же модель, был сделан Пикассо в Париже в декабре 1902 г. Небольшой формат холста включает погрудное изображение женщины с платочком на шее. Динамичная линия выявляет пластику ее лица, усиленную цветовой разработкой. Энергично положенные длинные мазки образуют плотную шапку жестких волос с острым завитком выбившейся пряди, обрамляя глаза модели с их тяжелой печалью и остановившимся, невидящим взглядом. Сине-зеленый тон доминирует, но в него вторгается тускло-красный, безрадостный цвет шейного платка и губ, как тщетная попытка женщины, приукрасив себя, выбраться из вездесущего холода синевы.
Конкретная модель обретает родовые черты всех персонажей голубого периода, воплощая размышления Пикассо о том, что "скорбь составляет фон жизни", о страдании, смирении и сострадании.
Горшок, рюмка и книга.1908 г.
Холст, масло.
Размеры:55-46 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930.Ранее собраниеС.И.Щукина .Москва.
Инв.№ ГЭ6532
Две сестры (Свидание).1902 г.
Холст, наклеенный на дерево, масло.
Размеры:152-100 см.
Поступила в 1948 г. Ранее собрание С. И. Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ9071
Эта большая картина была выполнена Пикассо летом 1902 г. в Барселоне. Она - одна из самых значительных работ его голубого периода, когда трагическая по своему смыслу монохромия синего и сине-зеленого стала определять собой весь строй его картин.
"Искусство проистекает из боли и печали" - вот внутренняя установка Пикассо, которую он реализует с чисто испанским максимализмом. Через призму несчастья и скорби художник преломляет свои жизненные наблюдения, в круг которых попадают его друзья, слепые и нищие, печальные матери и проститутки. Безусловно, не случайно Пикассо посещал парижскую больницу Сен-Лазар для проституток, делая там наброски. Вернувшись в Барселону, он пишет своему другу поэту Максу Жакобу: "Я собираюсь написать картину, рисунок к которой я тебе посылаю. Встреча проститутки из тюремной больницы с ее сестрой-монахиней". Так родился замысел будущей эрмитажной картины, который, постепенно утрачивая конкретность, обретал универсальный характер. Композиция, тяготея к символике, вызывает в памяти образы монументального религиозного искусства, прямые ассоциации с "Встречей Марии и Елизаветы", с аскетическими фигурами средневековых плакальщиц. Женские фигуры образуют собой очеловеченную арку архитектурно оформленного и вместе с тем таинственного, космически бездонного мира. Они не поглощаются им, но с "высокотрагедийным достоинством" несут крест своей судьбы.
Домик в саду.1908 г.
Холст, масло.
Размеры:73.6-60.5 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930г.Ранее собрание С.И.Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ6533
Дриада.1908 г.
Холст, масло.
Размеры:185-108 см.
В коллекциях с1934 г.Из собрания С. И. Щукина.
Инв.№ ГЭ7704
Созданная в 1908 г. "Дриада" является одним из главных произведений раннего кубизма. В собрании С. И. Щукина она называлась "Нагая женщина с пейзажем". Мир "Дриады" не знает несущего радость солнечного света, он сумрачен, таинствен, открыт всему темному, иррациональному.Древесные стволы, плотно смыкающиеся в невидимой вышине, словно выталкивают на передний план картины свое человекоподобное порождение. Фигура дриады вульгарна и агрессивна. Ее многоугольный силуэт включает в себя геометрические поверхности - грани светло-коричневого, серовато-коричневого и темно-коричневого тонов. Стыки этих граней отмечены четкими линиями. Этот новый прием трактовки тела помог Пикассо не только показать его конструкцию, но и выявить скрытую в нем энергию, действующие в нем силы сцепления и распора. Отсюда - активное динамичное начало изображенного. "В сущности, самое лучшее - это картины, исполненные литературности, те, что рассказывают" (Пикассо). И Пикассо, действительно, всегда любил "рассказывать", но его рассказ никогда не был прозаическим и описательным, он был воплощением напряженной и беспокойной мысли художника о сложном и противоречивом мире, о сложной и противоречивой природе человека.
Дружба.1908 г.
Холст, масло.
Размеры: 151.3-101.8 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1931 г.Ранее собрание С.И.Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ6576
Женщина с мандолиной.1909 г.
Холст, масло.
Размеры:92-73 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1931, ранее собраниеС.И.Щукина.
Инв.№ ГЭ6579
Женщина с веером.(После бала).1908 г.
Холст, масло.
Размеры:150-100 см
Поступила в 1934 г.,ранее собрание С.И.Щукина.
Инв.№ ГЭ7705
Picasso. Tradición y vanguardia Museo Nacional del Prado. Madrid 06/06/2006 - 03/09/2006
Зеленая миска и черная бутылка.1908 г.
Холст, масло.
Размеры: 61-50.5 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1934 г., ранее собрание С.И.Щукина.
Инв.№ ГЭ7702
Кирпичный завод в Тортосе.1909 г.
Холст, масло.
Размеры: 50,7-60,2 см.
В коллекциях музея с 1948 г., ранее в собр.С.И.Щукина,Москва.
Инв.№ ГЭ9047
Кларнет и скрипка.1913 г.
Холст, масло.
Размеры: 55,3-33 см.
В коллекциях музея с 1930 г., ранее в собр.С.И.Щукина,Москва.
Инв.№ ГЭ6530
Композиция с черепом.1908 г.
Холст, масло.
Размеры: 116,3-89 см.
В коллекциях музея с 1948 г., ранее в собр.С.И.Щукина, Москва.
Инв.№ ГЭ9162
Фермерша (поясное изображение).1908 г.
Холст, масло.
Размеры:81-56 см.
Поступила в 1930 г.,ранее собрание С.И.Щукина.
Инв.№ ГЭ6531
Конец августа и осень 1908 г. Пикассо провел под Парижем, в местечке Ла Рю-де-Буа. Там и была написана картина "Фермерша", своеобразный портрет хозяйки дома, где он жил, ставший наглядным бескомпромиссным воплощением преследовавшей художника мысли о косности, присущей человеческой природе, о спящем, неразвитом сознании.
В "Фермерше", как и во многих работах Пикассо, торжествует человеческая плоть. Она представлена впечатляюще точным лаконичным языком геометрических знаков: голова - шар, шея - цилиндр, торс - куб. Эта логика конструкции сообщает фигуре монолитность. Объемы тела статичны и весомы. Женская фигура кажется вырубленной из деревянной колоды, она монументальна и крепка. В ней чувствуется затаенная, мощная, первобытная сила, питаемая самой природой.
"Я пишу не с натуры, а рядом с ней", - говорил Пикассо. "Я хочу изобразить мир таким, каким я его мыслю". И художник, размышляя о Божественном создании - человеке, не боится быть нелицеприятным, жестким, пугающе гротескным.
Фермерша (в рост).1908 г.
Холст, масло.
Размеры:81.5-65.5 см.
В коллекциях музея с 1948г.Ранее в собрании С.И.Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ9161
Картина "Фермерша (в рост)" была написана Пикассо в местечке Ла Рю-де-Буа, под Парижем, где художник жил в конце лета 1908 г. Фермерша, хозяйка дома, видимо, настолько завладела его мыслями, как "идеальное" живое воплощение первичной, неодухотворенной материи, что Пикассо создал два ее живописных воплощения: "Фермерша (в рост)" и "Фермерша (поясное изображение)". Обе картины были приобретены С. И. Щукиным. Фигура фермерши в рост так же монументальна, как и ее поясное изображение. Она сложена из упрощенных и хорошо пригнанных объемов, заканчивающихся маленькой, грубо вытесанной головой. Но в фигуре в рост появилось несколько очень выразительных акцентов: огромный выпяченный живот с вздернутой на нем юбкой - остро подмеченная жизненная деталь, и конечно, прежде всего, руки, руки-рычаги, руки-кувалды, с налитыми агрессивной тяжестью кулаками. Фермерша стоит неподвижно, готовая ожить по первому зову своего темного подсознания и, одновременно, она напоминает страшный робот, которым может манипулировать чья-то сторонняя воля.
Харчевня.Около 1914 г.
Картон, масло, опилки.
Размеры:29.5-38.7 см.
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948 г. Ранее в собрании С.И.Щукина.Москва.
Инв.№ ГЭ8936