
Эрмитажная коллекция Рембрандта по праву считается одной из самых богатых собраний этого замечательного художника, а уж по значимости и количеству шедевров - самой ценной в мире. Дата приобретения первой картины определяется 1716 г., последней - 1853 г. Если сопоставить эти даты с датами строительства Петербурга и создания в нем богатейшей картинной галереи, сосредоточенной в Эрмитаже начиная с 1764 г., то можно представить, насколько может быть интересна история приобретения рембрандтовских картин, если рассматривать ее под этим углом зрения.
Даная.1636 г.
Холст, масло.
Размеры: 185-202,5 см.
Пост. в 1772 г., приобрет. из собрания Кроза в Париже.
Инв.№ГЭ723

Возвращение блудного сына.1668-1669 гг.
Холст, масло.
Размеры: 262-205 cм.
Пост. в 1766 г., приобрет. Д.А.Голицыным из собрания герцога дАмезюна в Париже.
Инв.№ГЭ742

Флора.1634 г.
Холст, масло.
Размеры:125-101 см.
Пост. между 1770 и 1774 гг.
Инв.№ГЭ732

Давид и Ионафан.1642 г.
Дерево , масло.
Размеры:73-61,5 см.
Поступ. в 1716 г., приобр. по поручению Петра I в Амстердаме из собрания Яна ван Бейнингена.
Инв.№ГЭ713

Портрет старика-еврея.1654 г.
Холст, масло.
Размеры:109-85 см.
Приобр. в 1781 из коллекции Бодуэна в Париже.
Инв.№ГЭ737

Святое семейство.1645 г.
Холст, масло.
Размеры:117-91 см.
Приобрет. в 1772 г. из собрания Кроза в Париже.
Инв.№ГЭ741

EXPOSICIÓN: Rembrandt. Pintor de historias Museo Nacional del Prado. Madrid 15/10/2008 - 6/1/2009
Снятие с креста.1634 г.
Холст, масло.
Размеры:158-117 см.
Приобр. из собрания императрицы Жозефины в1814 г.
Инв.№ГЭ753

Портрет ученого.1631 г.
Холст, масло.
Размеры:104,5-92 см.
Приобрет. в 1769 г. из собрания Брюля в Дрездене.
Инв.№ГЭ744

Притча о работниках на винограднике.1637 г.
Дерево, масло.
Размеры:31-42 см.
Приобрет. в 1772 г.из собрания Кроза в Париже.
Инв.№ГЭ757

Портрет Иеремиаса де Деккера.1666 г.
Дерево, масло.
Размеры:71-56 см.
Приобр. в 1781 г. из собрания Бодуэна в Париже.
Инв.№ГЭ748

Портрет старушки.1654 г.
Холст, масло.
Размеры:109-84 см.
Приобр. в 1781 г. из собранияБодуэна в Париже.
Инв.№ГЭ738

Считают, что это парный портрет к рядом висящему Портрету старика-еврея. Это снова тема размышлений о прожитой жизни, но уже не монолог, как в Портрете старика в красном, а диалог - безмолвный и неторопливый, совершенно четко воспринимаемый, особенно когда портреты висят рядом. В этом диалоге явственнее чувствуются мотивы печали и пессимизма. За просветленной и мудрой старостью встает призрак одиночества и безысходности. Это находит свое выражение и в колорите картин - сумрачный красно-коричнево-черный аккорд придает им торжественно-траурное звучание.
Жертвоприношение Авраама.1635 г.
Холст, масло.
Размеры:193-132 см.
Пост. в 1779 г. из собрания Уолпола, Англия.
Инв.№ГЭ727

Портрет Бартье Мартенс Домер.Около 1640 г.
Дерево, масло.
Размеры:76-56 см.
Парный портрет Хермана Домера находится в Метрополитен-музее.
Пост. до 1797 г.
Инв.№ГЭ729

Беседа Христа с самарянкой.1659 г.
Холст, масло.
Размеры:60-75 cм.
Поступ. в 1792 г. из собрания Г.А.Потемкина, ранее продавалась на аукционе собр.Биккера ван Звитена в Гааге.
Инв.№ГЭ714

Молодая женщина, примеряющая серьги.1657 г.
Дерево, масло.
Размеры:39,5-32,5 см.
Приобрет. в 1781 г.из собрания Бодуэна в Париже.
Инв.№ГЭ784

Картина была создана в то время , когда имущество и коллекции объявленного банкротом художника были распроданы. Между тем это одно из наиболее счастливых и жизнерадостных произведений поздних лет, вдохновленных Хендрике Стоффелс. Созданная на одном дыхании, картина каждым своим мазком говорит о переполняющих художника чувствах любви и восхищения. Их выдают и буйный золотистый колорит, и горячее дыхание красных и розовых тонов.
Аман узнает свою судьбу. Около 1665 г.
Холст, масло.
Размеры:127-116 см.
Приобр. в 1773 г. из собрания Блэквуда в Лондоне.
Инв.№ГЭ752

Поклонение волхвов.1632 г.
Бумага, наклеенная на холст, масло, гризайль.
Размеры:45-39 cм.
Пост. в 1923 г. из собрания И. И.Паскевича в Петрограде.
Инв.№ГЭ7765

Мужской портрет.1661 г.
Холст, масло.
Размеры:71-61 cм.
Приобр. в 1829 г. из собрания герцогини Сен-Ле в Париже.
Инв.№ГЭ751

Портрет старика в красном.1652-1654 гг.
Холст, масло.
Размеры: 108 - 86 см.
Приобр. в 1769 г. из собрания Брюля в Дрездене.
Инв.№ГЭ745

Иллюстрация того, каких достижений достиг Рембрандт в области портрета в 1650-е гг. Внешне все портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами, спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы преклонного возраста, но и духовный облик человека. Нам неизвестно имя человека, послужившего моделью для этого портрета. Известно только, что он писал его дважды (второй портрет находится в Национальной галерее в Лондоне). Интересно, что портрет написан так, что глаза старика следуют за вами, в какую бы сторону вы ни отошли.
Поругание Христа.
Холст, масло.
Размеры:190,5-119,5 см.
Пост. в 1919, передана через ГМФ из собрания Л.А.Мусиной-Пушкиной в Петрограде.
Инв.№ГЭ 6242

|