Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 07.12.2021, 15:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная винсент ван гогРегистрацияВход
Меню сайта

 

государственный эрмитаж

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Воспоминание о саде в Эттене (Арльские дамы)1888
Холст, масло.

Размеры:73x92 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948,ранее собрание С.И.Щукина в Москве

Инв.№ ГЭ9116

Арльские дамы1888.jpg

Картина была написана в южно-французском городе Арле, в Провансе, но ее мотив связан и с северной родиной Ван Гога - Голландией, с садом родительского дома в Эттене. Впечатления художника от яркого солнца и звучных красок юга соединились с ностальгическими воспоминаниями. В облике женщин угадываются черты матери и сестры Ван Гога. Работая в Арле с Гогеном, мастер испытал влияние его живописи. Оно сказалось в уплощении пространства, в обобщении красочных пятен, обведенных широким контуром. Но мощный романтический темперамент Ван Гога требовал для своего выражения особенно экспрессивной манеры. Интенсивность колорита и напряженность фактуры - средства индивидуального художественного языка живописца, выражающего и энергию жизни, и ее драму.

Куст 1889
Холст, масло.

Размеры: 73x92 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1930, ранее собрание С.И.Щукина,Москва.

Инв.№ ГЭ6511

Куст 1889.jpg

Картина, принадлежащая к лучшим творениям Ван Гога, была написана в Сен-Реми, где художник лечился. Изображен куст сирени в больничном саду. Дробный раздельный мазок и вибрирующие формы напоминают об уроках импрессионизма. Однако живопись импрессионистов не знала такой динамики пространства. У Ван Гога куст полон мощной жизненной энергии и драматической экспрессии. Скромный натурный мотив преображен могучим темпераментом мастера, яркостью эмоционального переживания. Во фрагменте садовой растительности воплощены животворящие силы природы.
Отказавшись от импрессионизма, Ван Гог создал свой художественный язык, выразивший романтически-страстное и глубоко драматическое мироощущение художника.

Арена в Арле 1888
Холст, масло.

Размеры: 73x92 см
В музее с1931г.,ранее собрание С,И..Щукина, Москва.

Инв.№ ГЭ6529

Арена в Арле1888.jpg

Картина, написанная во Франции, в Провансе, изображает древний амфитеатр, в котором устраивались бои быков. Арена с участниками корриды едва намечена. Главное "действующее лицо" - публика, собравшаяся на любимое зрелище, пестрая людская толпа. Среди зрителей - знакомые художника, изображенные им и в других произведениях. В период, когда создавалась картина, в Арле с Ван Гогом работал Гоген, увлекший друга своей манерой. Это сказалось в уплощении пространства, замене мазка обобщенными цветовыми пятнами, обведенными широким темным контуром. А экспрессию живописи придают мощный темперамент Ван Гога, его глубоко драматическое мироощущение. Пережив увлечение импрессионизмом, мастер создал свой напряженный художественный язык. 

Хижины 1890 г.
Холст, масло.

Размеры: 59x72 см
Источник поступления в музей: Государственный музей нового западного искусства в Москве. 1948, ранее собрание И.А.Морозова, Москва.

Инв.№ ГЭ9117

Хижины.1890.jpg

Картина была написана в Овере, незадолго до ухода Ван Гога из жизни. Мотив с крестьянскими хижинами неоднократно привлекал художника. "На мой взгляд, самое замечательное из того, что я знаю в области архитектуры, - это хижины с крышей из обомшелой соломы и закопченным очагом", - писал Ван Гог в одном из писем. Крыши, крытые соломой, составляют такую же органичную часть природы, как холмы, поля и небо. Холмистый рельеф реальной натуры дал живописцу возможность выявить и усилить динамику пространства. Напряженные, частью волнообразные мазки и линии не только передают спады и подъемы, но и создают экспрессию, которая усиливается цветовыми контрастами. Эта живопись создана кистью, выразившей мятущуюся душу художника, его драматическое мироощущение.

Утро. Отправление на работу (подражание Милле)Январь 1890 г.
Холст, масло.

Размеры: 73x92 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР532

Утро.1890.jpg

Милле - мастер, к чьим произведениям Ван Гог постоянно возвращался, размышляя о них, изучая и копируя. Серия "Четыре времени дня" Милле занимала мысли Ван Гога, начиная с 1875 года, когда он украсил свою комнату гравюрами с этих рисунков. А в ноябре 1889 - январе 1890 года он, проходя лечение в Сен-Реми, исполнил всю серию маслом на крупных холстах. Художник полагал, что создавать картины по рисункам Милле означает не копирование, а перевод на другой язык - язык красок и впечатлений, возникающих при внимательном изучении черно-белой светотени у Милле.

Пейзаж с домом и пахарем Октябрь 1889 г.
Холст, масло.

Размеры: 33x41.4 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР562

Пейзаж с домом и пахарем 1889.jpg

"Пейзаж с домом и пахарем" отличается от всех других картин Ван Гога необычной точкой зрения - панорама открывается зрителю как бы с высоты птичьего полета. Можно, конечно, усмотреть в этом попытку взглянуть на мир "по-японски", естественную для художника одержимого Японией. Однако, ни о каком серьезном "японском" влиянии здесь говорить нельзя - картина наделена внутренним зарядом энергии, который чужд японским ландшафтам. У Ван Гога горы захватывают все пространство. Крестьянин с плугом едва различим, пейзажная среда топорщится, готовая поглотить его. Она столь активна и динамична, что кажется будто на наших глазах происходят какие-то тектонические процессы. Перекрестные диагонали, образуемые границами полей и бороздами вспашки, контурами крыш, кипарисовой аллеей ощутимо "напрягают" композицию, не нарушая при этом гармонии целого.

Портрет г-жи Трабюк Сентябрь 1889 г.
Холст, дерево, масло.

Размеры: 63.7x48 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР521

Портрет г-жиТрабюк 1889.jpg

Жанне Лафюи Трабюк, жене надзирателя из приюта для душевнобольных в Сен-Реми (Прованс), где Ван Гог проходил лечение, было 55 лет, когда она позировала художнику. В своем письме брату он так охарактеризовал ее: "Она несчастная, поблекшая и смирная женщина, такая ничтожная и незаметная, что я испытываю острое желание изобразить на полотне эту запыленную травинку". Портрет г-жи Трабюк Ван Гог написал как парный к уже законченному им портрету ее мужа. Супруги Трабюк оставались для художника "людьми из народа", и портрет госпожи Трабюк сродни "головам крестьянок", которые Ван Гог писал еще в свой голландский период. Художник выбрал стандартную композицию погрудного портрета и изобразил, как он сам писал сестре, "поблекшее, усталое, рябое лицо, цвет опаленного солнцем лица - оливковый, черные волосы. Выгоревшее черное платье, украшенное геранью розового оттенка, фон нейтральный, между розовым и зеленым".

Белый дом ночью Июнь 1890 г.
Холст, масло.

Размеры:59x72.5 см
Источник поступления в музей: бывшее собрание Отто Кребса в Хольцдорфе.
Перемещено из Германии после II Мировой войны.

Инв.№ЗКР511

Белый дом ночью1890.jpg

Оверский период Ван Гога начинался с надежды на новую жизнь и выздоровление, о чем свидетельствуют пейзажи с домами, написанные сразу же по приезде в Овер в мае 1890 года. Но уже в июне, когда мотив дома по-прежнему в центре внимания художника и когда было написано настоящее полотно, эмоциональная гамма его картин расширяется - от мрачных предчувствий до умиротворения. И поскольку эмоции выражались не сюжетом, не описательно, а самими живописными средствами, построение его композиций, сохраняя внутренний динамизм, всякий раз менялось. В "Белом доме" господствует застылость, и главные линии здесь - горизонтали и вертикали. Художнику хочется верить в спасительность крова, но кров может обернуться и клеткой. Художник уделяет здесь особенное внимание окнам - "глазам" дома. В настоящей картине именно эти "глаза", а не три темных персонажа делают дом более живым. Красные пятна окон справа звучат драматическими нотами затаенного страха. Ночную звезду над домом - знак судьбы - Ван Гог писал в моменты наивысшего и опасного душевного напряжения.

...
Поиск

Искусство. Национальные школы живописи. © 2021