Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 14:34
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная уффици пьеро делла франческаРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПЬЕРО делла ФРАНЧЕСКА

Диптих: Герцог и герцогиня Урбинские (портреты), Триумфы.Ок.1472

Дерево, темпера.

Размеры:47-33 cм.

В коллекциях музея с 1773г.

Два портрета- герцога и герцогини г.Урбино- представляют собой фронтальные панели знаменитого диптиха. Этот несомненный шедевр, произведение зрелого мастера, написан на обеих сторонах досок. Первоначально, возможно, оба портрета были соединены шарнирными петлями и раскрывались, как книга. Диптих находился в Зале Заседаний в палаццо Дукале г.Урбино.Он был привезен во Флоренцию в 1631 г. в качестве приданного Виттории делла Ровере, жены великого герцога Тосканского ФердинандоII. На переднем плане обеих фронтальных панелей изображены Баттиста Сфорца и ее муж Федерико II да Монтефельтро. Пьеро делла Франческа, придворный художник Урбинских герцогов, был старательным и изысканным последователем северного искусства. Влияние фламандской живописи прослеживается в реалистичности деталей и точной передаче индивидуальных черт персонажей. Выбор изображения в профиль был продиктован не только внешней причиной, связанной с тем, что герцог потерял правый глаз во время турнира, но и желанием художника создать торжественный портрет , обратившись к традиции античных медалей. Заимствованием у фламандских художников является вид с высоты птичьего полета на великолепный пейзаж, на фоне которого выделяются обе фигуры. Этот уходящий вдаль пейзаж объединяет обе картины.На оборотных сторонах досок диптиха, изображающего портреты герцогов из Монтефельтро, представлены две аллегорические повозки, на которых едут Баттиста Сфорца и ФедерикоII.

Оба аллегорических сюжета были написаны Пьеро делла Франческа после 1472г., когда, вскоре после рождения сына, умерла Баттиста. Это объясняет смысл латинской надписи сапфической строфой на мемориальной доске под изображением повозки Баттисты: "(Имя) той, что сумела сохранить сдержанность в благоприятные времена, слетает с уст всех мужчин, она украшена похвалой деяниям прославленного мужа". Супругу ФедерикоII сопровождают аллегорические фигуры: Вера, Надежда, Милосердие. В повозку запряжена пара единорогов, символизирующих целомудрие. Повозкой управляет маленький амур, напоминающий античные скульптуры. Федерико II, увлеченный победой, едет в сопровождении основных добродетелей: Благоразумия, Справедливости, Силы и Воздержания. Под символическим изображением триумфа Федерико II- изысканная надпись, похожая на ту, что выполнена для его жены: " Тому, чьи добродетели известны, кто достоин держать скипетр и равен самым выдающимся кондотьерам, знаменитому, возносится грандиозный триумф". В обеих картинах прослеживается значительное влияние фламандской живописи. И это не случайно-в 1449-1450гг. вместе с Пьеро делла Франческа при дворе герцогов в Ферраре находился Рогир ван дер Вейден, один из ярчайших представителей фламандской школы. В эпоху гуманизма мотив повозки как символ моральных добродетелей персонажей стал популярным из-за поэтического произведения Петрарки ,,Триумфы", созданного в период треченто (ХIVв.).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024