Искусство. Национальные школы живописи.
Вторник, 19.03.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная живопись итальянизирующего направленияРегистрацияВход
Меню сайта

 

 Итальянизирующее направление - голландские живописцы, источником вдохновения для которых была, как правило, солнечная природа юга. Подолгу живя в Риме, который в XVII веке был главным центром притяжения художественных сил Западной Европы, они имели возможность изучать особенности итальянского ландшафта — его горы и долины, пышную растительность, роль яркого солнечного света в колорите. После пасмурного неба Голландии и ее скромной природы роскошь южного пейзажа естественно толкала живописцев на создание нарядных, декоративных полотен. Живопись итальянизирующего направления нередко уступала по качеству национальной реалистической живописи и противостояла ей в творческих устремлениях. Но несмотря на это, голландцы, работавшие в Италии, создали запоминающийся, более живой и даже более правдивый облик итальянской природы, чем итальянские, французские и другие мастера. Несомненны также заслуги художников этого направления в разработке приемов передачи солнечного освещения в пейзаже, причем их достижения были использованы пейзажистами национальной школы. Наконец, широко представленное за пределами своей родины, творчество голландских мастеров, хотя и в умеренной степени, служило для искусства Европы проводником передовых эстетических взглядов голландского реализма. Время расцвета итальянизирующего направления падает на период после 1648 года, когда был подписан Вестфальский мир. Эта дата официального признания голландской буржуазной республики явилась переломным моментом в ее политической истории. Но последствия окончательного закрепления у власти крупной торговой буржуазии имели не меньшее значение для судеб голландского искусства. Национальное реалистическое направление, до тех пор безраздельно господствовавшее в голландской живописи, начинает встречать все большее сопротивление со стороны нереалистических течений. В области пейзажной живописи это нашло свое выражение в усилении итальянизирующего направления. Ограниченное в первой половине XVII века пределами утрехтской школы, оно распространяется теперь и на Амстердам и на Харлем. В Утрехте жили и работали К. ван Пу-денбург, основоположник аркадского пейзажа в голландской живописи, и Я. Бот, возглавивший в 1640-е годы итальянистов. В следующем десятилетии его сменил Я. Б. Венике. В Амстердаме пейзажисты итальянизирующего направления — Я. Асселейн, А. Пейнакер, И. Хаккарт, Ф. Мушерон и другие — находят себе покровителей среди богатых торговцев, украшавших вновь выстроенные дворцы и особняки большими, нарядными и декоративными полотнами. Третьим центром, где традиции итальянизирующего направления укрепились после 1648 года, был Харлем, занимавший в первой половине века одно из ведущих мест в развитии национального реалистического направления. Весьма показательны изменения, происходившие в творчестве художников, которые еще в 1640-х годах стояли, казалось, на твердых реалистических позициях. Если П. ван Лар был еще тесно связан с национальным реалистическим направлением, то Н. Берхем и Ф. Ваувермап развиваются уже в полном соответствии с новыми эстетическими требованиями приукрашивания действительности. Естественно поэтому, что они примыкают к итальянизирующей традиции. Но именно в эти годы в творчестве Я. ван Рейсдала, как мы видели, достигает своей вершины и реалистическая пейзажная живопись Голландии. Все это создало сложную, многоплановую и противоречивую картину общего развития. Так называемый аркадский пейзаж, населенный нимфами и сатирами, а иногда и библейскими героями, был первой жанровой разновидностью итальянизирующего направления.

Этот жанр привез в Голландию КОРНЕЛИС ВАН ПУЛЕНБУРГ (Утрехт, 1586—1667, там же), возвратившийся в 1626 году из Италии, где он провел почти десять лет. Итальянская природа и античные руины, увиденные голландцем, появились на его полотнах достаточно строгими, лишенными всякой фантазии, однако с тонко наблюденными атмосферными явлениями. Стаффаж этих почти реалистических пейзажей весьма условен и напоминает академических натурщиков и натурщиц. Современники не замечали этого противоречия. Маленькие картинки ван Пуленбурга имели огромный успех у зрителей.

В мастерской Пуленбурга было много учеников, которые до начала XVIII века продолжали пересказывать те же сюжеты, тем же языком. Это БАРТОЛОММЕУС БРЕНБЕРГ (Девентер, 1599/600—1657, Амстердам), ДАНИЕЛ ВЕРТАНГЕН (Гаага, ок. 1598 до 1684, Амстердам), ДИРК ВАН ДЕР ЛИССЕ (Бреда, ? 1669, Гаага), АБРАХАМ ВАН КЕЙЛЕНБОРХ (Утрехт, ок. 1620—1658, там же), ИОХАНН ВАН ХАНСБЕРГЕН (Горингем, 1642—1705, Гаага) и другие. Работавший в Амстердаме Бренберг был из них самым талантливым.

 

Можно сказать, что с творчеством ЯНА БОТА (Утрехт, 1618—1652, там же) в голландскую пейзажную живопись вошел солнечный свет. Стаффаж его картин : путники, пастухи, охотники — чаще всего написаны самим художником, хотя известно, что с ним сотрудничали его брат АНДРИС БОТ (Утрехт, ок. 1612-1641, Венеция), Певцами солнечного света вслед за Я. Ботом и под его влиянием стали ЯН БАПТИСТ ВЕНИКС (Амстердам, 1621-1660/66, Хёйс тер Мер) и уже упоминавшийся А. Кейп . Если у Бота стаффаж служил дополнением пейзажа, то у Веникса разноликая толпа  играет уже главную роль. Жанровые сцены из живописной итальянской уличной жизни стали объектом изображения другого голландского художника — ИОХАННЕСА ЛИНГЕЛБАХА (Франкфурт-на-Майне, 1622-1674, Амстердам).

Сцены из итальянской народной жизни в голландской живописи впервые стал писать харлемский художник ПИТЕР ВАН ЛАР (Харлем, ок. 1592—1642, там же), прозванный из-за своей уродливой фигуры Бамбоччо. Отсюда и сам жанр, созданный ван Ларом, получил название «жанр бамбочад». Более тринадцати лет провел художник в Риме, оказав огромное влияние на развитие бытовой живописи не только (и особенно) голландской (И. ван Остаде, Ф. Вауверман, И. Лингелбах и др.), но и фламандской (Ян Миль) и даже итальянской (Микеланджело Черквоцци).

НИКОЛАС ПИТЕРС БЕРХЕМ (Харлем, 1620-1683, Амстердам). Сын и ученик знаменитого натюрмортиста Питера Класа , Н. Берхем пробовал свои силы во многих жанрах, только натюрмортов, как ни странно, никогда не писал. Его главная заслуга заключается в создании пасторального жанра, эволюцию которого Берхем предопределил на целое столетие вперед. Недаром его считали предшественником рококо. Затем, когда новые поколения отвергли искусство рококо, они отвернулись и от Верхема, не заметив здоровых основ его полнокровного, жизнеутверждающего искусства и не оценив положительных усилий художника на пути поступательного развития голландского реализма второй половины XVII века.

Италъянисты Амстердама отличались большой активностью творческих поисков, широко используя, наряду с традициями ван Лара и Бота, достижения мастеров национальной реалистической живописи. Они расширили рамки пейзажного жанра, включив в него и национальную тематику, применили пейзаж для декорировки интерьера, так что изображение природы встречается у них как в огромном настенном панно, так и в небольшой картинке, почти этюде. Представители первого поколения амстердамских итальянистов начинали свой путь скромными, вполне традиционными, реалистическими произведениями. Так, ЯН АССЕЛЕЙН (Димен [?], до 1615-1652, Амстердам), наиболее крупный из них, создавал поначалу батальные сцены в духе Э. ван де Велде.

 АДАМ ПЕИНАКЕР (Пейнакер, близ Делфта, 1624—1673, Амстердам). Эту склонность привил ему, возможно, Делфт, где еще до поездки в Италию работал художник. Именно у Пейнакера чаще всего встречаются такие сделанные если не на натуре, то под ее непосредственным впечатлением этюды. Высокое формальное мастерство позволяет художнику создавать живой, эмоциональный образ природы. Современник Пейнакера, амстердамский живописец КАРЕЛ ДЮ-ЖАРДЕН (Амстердам, ок. 1622—1678, Венеция), был наиболее голландским среди итальянистов. Южная природа, картины ван Лара и Берхема увлекли его на путь итальянистов.

 В следующем поколении итальянистов противоречия течения обнажились еще более явственно. ЯН ВЕЙНАНТС (Харлем, 1630/32—1684, Амстердам), хотя фигуры в его пейзажах пишут признанные итальянисты (А. ван де Велде и И. Лингелбах), сближается с ведущим мастером голландского реалистического пейзажа Якобом ван Рейсда-лом.  И только ученик Асселейна, ФРЕДЕРИК ДЕ МУШЕРОЦ (Эмден, 1633-1686, Амстердам), выказывает стойкую тенденцию к классицистическому пейзажу.

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024