Искусство. Национальные школы живописи.
Четверг, 18.04.2024, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная эрмитаж понтормоРегистрацияВход
Меню сайта

 

ПОНТОРМО - Якопо Каруччи

Мадонна с Младенцем, святым Иосифом и Иоанном Крестителем.

Холст, масло.

Размеры:120-98,5см. Справа и слева имеются вертикальные приставки шириной 8,4 см и 7,7 см, пересекающие изображение обоих святых позади Марии.

Пост. в 1923 из ГМФ. Ранее: конец XVIII в. — собр. графа П. Мордвинова в Петербурге; собр. графов Мордвиновых в Петербурге; собр. графини Е. И. Мордвиновой в Петрограде.

Инв.№ГЭ 5527

В рукописном каталоге 1786 собр. П. Мордвинова композиция упоминается как изображение Мадонны с Младенцем, св. Иосифом и Иоанном Крестителем, таким образом, приставки на картине и живопись на них — авторские, а не второй половины XIX в., как считала реставратор Панфилова (1974). Уже в каталоге собр. П. Мордвинова 1786 автором произведения назван Понтормо. Липгарту (Кат. Липгарта) это, очевидно, известно не было, так как он писал, что ныне существующая атрибуция была сделана А. Вентури и затем В. Н. Лазаревым на основании подготовительного рисунка Понтормо (Кабинет рисунков Галереи Уффици, Флоренция; инв. № 6729 F recto; черный мел. 25,3 × 18). Рисунок был впервые опубликован Клаппом (см.: Clapp 1916. P. 20). На подготовительном рисунке, разбитом на квадраты, художник изобразил только две фигуры — Мадонны и Младенца, которые затем без изменений были повторены в картине. Смит (1949) высказал предположение, что картина выполнена Бронзино по рисунку Понтормо. Его мнение нашло поддержку у Форстера (1972) и Костаманья (1994). Кокс-Ририк (1964), отмечавшая, что «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» — единственная из сохранившихся работ Понтормо, близкая по стилю к росписям в Поджо а Кайяно, позднее (2004) разделила мнение Костаманьи, что произведение создано Бронзино на основе рисунка Понтормо в Уффици. Щербачева (1934/37) датировала картину временем окончания Понтормо работы над фресками в Поджо а Кайано — концом 1521 — началом 1522. На этом же периоде — ок. 1522 — настаивала и Кокс-Ририк (1964). Берти (1964) допускает более позднюю датировку — 1523–1524, а Бекеруччи (1944) и Гамба (1956) — даже ок. 1527. Фальчани (cм. каталог выставки: 1996 Firenze. N 106) отметил в картине влияние немецкого искусства, в первую очередь Дюрера. Эрмитажное произведение — типичная работа Понтормо, выполненная в начале 1520-х. Повышенная эмоциональность, эксцентричность, цветовая гамма — все здесь говорит в пользу авторства Понтормо, а не его ученика Бронзино. Копия с эрмитажной картины хранится в Королевском замке в Варшаве (инв. № 895; 116 × 98,5).

ПОНТОРМО -Якопо Каруччи,копия.

Мадонна с Младенцем.

Холст, масло. Переведена с дерева.

Размеры: 133,5-132 см. На фоне слева следы прорыва.

Пост. в 1923 из ГМФ. Ранее: в конце XVIII в. — собр. графа П. Мордвинова в Петербурге; собр. графов Мордвиновых в Петербурге; собр. графини Е. И. Мордвиновой в Петрограде.

Инв.№ ГЭ 5893

В собр. графа П. Мордвинова считалась работой Понтормо. Картина является одной из многочисленных старых копий с утраченной «Мадонны с Младенцем» Понтормо. Аналогичные копии находятся в разных музеях мира. Одиннадцать повторений картины Понтормо приведено у Питталуги (см.: Pittaluga 1933. P. 354–366); двадцать пять — у Костаманья (1994). Наиболее известная из реплик хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене (120 × 102; см.: Berti 1973. P. 109).

...
Поиск


Искусство. Национальные школы живописи. © 2024